Как сгорел древний Искоростень?

  Уже и не помню, каким образом попала ко мне информация о том, что руководство города Коростень подало исковое заявление против… города Киев с требованием возместить ущерб, который нанесла Коростеню киевская княгиня Ольга, спалившая дотла столицу племени древлян ещё в X веке.

  Не знаю, что здесь правда, а что фантазия, но говорят, что эта курьёзная судебная тяжба длится до сих пор.

  Славяне появились на территории нынешнего Коростенского района ещё в V–VII веках нашей эры. В долине реки Уж стали появляться небольшие поселения. Одно из них, выстроенное на гранитной горе над рекой, со временем выросло в столицу славянского племени древлян – город Искоростень. Уже в начале Х века Искоростень был постоянной резиденцией древлянских князей, мощной крепостью, обнесенной высоким частоколом из неотесанных многовековых дубовых стволов. Само название «Искоростень» происходит от словосочетания «Из коры стены».

  Еще в 883 году князь Олег обложил древлян данью, а уже в 907 году древляне участвовали вместе с ним в походе на Царьград. Однако в 913 году, когда Олег умер, племя отказалось платить дань киевскому князю Игорю Старшему (Старому). Последнему пришлось силой покорять древлян.

  Но в 945 году, когда князь решил взять с древлян дань в двойном размере, началось восстание, древляне разбили княжескую дружину, а самого Игоря предали смерти.

  Восстание древлян 945 года отражено в русском былинном эпосе и в Ипатьевской летописи. Именно из последнего источника мы знаем сегодня о хитрости и военной смекалке княгини Ольги.

  Весной 946 года киевская княгиня Ольга выступила в поход против племени древлян. Дружины Ольги разбили древлян в ожесточённой битве, потом взяли несколько древлянских крепостей-градов. Но Искоростень, хорошо укреплённую и выгодно расположенную столицу древлянского князя Мала на реке Уж, киевские дружинники с ходу взять не смогли.

  В течение трех месяцев простояла княгиня Ольга с войском под Искоростенем. Осада затянулась на всё лето. Не надеющиеся на прощение древляне сдаваться не собирались и стояли насмерть. Боевой дух Ольгиного войска стал падать, дисциплина ослабла. Да и приближающаяся осенняя распутица оптимизма княгине тоже не добавляла.

  Тогда, как записано в летописи, Ольга придумала коварный ход – сама начала мирные переговоры. Древляне были удивлены этой неожиданной мягкостью:

  – Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе и мёд, и меха.

  Ольга же сказала:

  – Нет у вас теперь ни мёда, ни мехов, потому прошу у вас немногого: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья.

  Затем, раздав своим дружинникам – кому голубя, кому воробья, Ольга приказала привязать на лапку каждой птице по кусочку трута. Когда же стало смеркаться, она приказала поджечь труты и выпустить птиц. Те полетели в свои гнёзда – так загорелись и голубятни, и клети, и сеновалы, и избы. И погасить пожар было невозможно, ибо огнём оказался охвачен разом весь город.

  В результате Искоростень сгорел дотла, а древлянский князь Мал был изуверски казнен. Часть населения была перебита, другая же часть ушла в пещеры под городом, куда княжеские дружинники почему-то побоялись сунуться. Искоростень пал, Ольга с победой возвратилась в Киев. Князь Игорь был отомщён.

  Много лет легенда о взятии Искоростеня бытовала на Руси, и летописец охотно занёс её на скрижали истории. В таком виде она дошла и до нас.

  Однако данное летописное изложение события вызывает глубокое недоумение и череду вопросов.

  Почему Ольга прождала почти до осени, а не применила «птичью атаку» раньше?

  Почему птиц с привязанным и зажжённым трутом выпустили только на ночь глядя, с наступлением темноты?

  И почему в конце концов птица, несущая огонь (а с ним и смерть), должна лететь именно в своё родное гнездо и никуда больше?

  Что же в действительности скрывалось за «ночными огненными птицами» княгини Ольги? Не прибегла ли Ольга, спасая своё войско от поражения, которое могло привести – и скорее всего неизбежно привело бы – к её свержению и переходу княжеского престола в другие руки, к использованию какого-то секретного оружия огромной по тем временам разрушительной силы?

  Попробуем разобраться в этих вопросах.

  В «Повести временных лет» сказано, что в 941 году киевский князь Игорь Старший (Старый) привёл свой флот по Чёрному морю к стенам Византии. Константинопольский василевс Роман отправил навстречу русским свои войска во главе со стратегом Феофаном Патрикием. Вот как описан поход Игоря в современном переводе:

  «Затем россияне пошли на греков. Между ними была жестокая битва. Греки встретили их на своих лодках и начали метать трубами огонь в русские лодки. И было страшное зрелище. Русские, увидев на себе пламя, стали прыгать в воду морскую, желая спастись вплавь. Тогда много людей русских и их лодок греками были сожжены и потоплены».

  Византийские очевидцы утверждали, что не более 15 греческих кораблей обратили в бегство тысячный русский флот.

  Известие об обстоятельствах поражения скоро достигло Руси. Когда русские возвратились на свою землю, то рассказали соплеменникам, что произошло. «У греков, – говорили они, – есть что-то подобное небесной молнии, они пускали её на нас и сжигали. Поэтому нам не удалось покорить их». Невесёлым было первое знакомство русичей с «греческим огнём». И должное впечатление оно, безусловно, произвело.

  Что же это было за оружие?

  В 674 году Византий (современный Стамбул) оказался в трудном положении: его окружили исламские армии халифов Дамаска. Сирийский архитектор и химик Калликон изобрёл секретное оружие Византийской империи – «греческий огонь», формула которого настолько тщательно скрывалась, что все её составляющие и до сих пор точно не известны. Осаждавший город флот был жестоко поражён массированной атакой «греческого огня».

  Военный писатель Марк Грек в XIII веке вскользь упомянул, что «греческий огонь» содержал селитру, серу, газолин, сосновую смолу и камедь. Его либо пускали струёй на вражеские корабли из насоса, либо заливали в раковины и метали из катапульт.

  И. С. Дыбов высказал предположение, что княгиня Ольга, оказавшаяся в тупиковой ситуации, обратилась за помощью к византийцам. Потому и пришлось ждать так долго: до Константинополя путь неблизок. Послы Ольги (тайно, разумеется) прибыли в столицу Византии, после длительных переговоров заключили договор и получили то, зачем прибыли – «греческий огонь».

  Договор с русскими нигде зафиксирован не был, поскольку шёл вразрез с византийскими законами, запрещавшими поставки оружия «варварам», в том числе и Киевской Руси. Это был щедрый дар империи княгине-язычнице! Но и плата за него была немалая: вероятно, условием или одним из условий (главным) было последующее обращение Ольги в христианство.

  В начале осени 946 года оружие доставили под Искоростень и применили в полной мере: город был выжжен дотла. В ночное время сотни огненных «стрел» с шипением и гулом взмыли в небо и обрушились на обречённый город. Кстати, не потому ли Ольга и приказала выпустить «птиц» именно с наступлением темноты?

  Поражающее воздействие ракет при их массовом применении тоже было значительным. Неся на себе заряд какого-либо зажигательного вещества, наподобие напалма («греческий огонь»), такие «огненные птицы» вполне могли объять пламенем целый город даже с одного залпа, и огонь при этом вспыхивал сразу во многих местах. Как в Искоростене, например.

  Против осаждённых городов это оружие могло было быть ещё более эффективным, поскольку к городу можно было подвезти в принципе сколько угодно ракет с «греческим огнём», а для их запуска использовать простейшие деревянные рамы. Один залп – и город в огне. Как Искоростень.

  Поскольку договор между Ольгой и Византией был секретным, то в мир была выпущена «голубиная» легенда, призванная и до наших дней скрывать истинные обстоятельства уничтожения древлянской столицы.

Альфред Грибер, alfred-griber.com

Новини Житомира

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework