В камере смертников бывшего Иезуитского монастыря ожидал своей участи будущий кинорежиссер, кинодраматург, художник и писатель Александр Довженко

  В древнем городе Житомире из более восьмидесяти сохранившихся памятников истории и архитектуры пять числятся в реестре государственного значения, и древнейший их них находится на улице Черняховского, 12. Это здание бывшего Иезуитского монастыря (в реестре памятников – Иезуитского монастыря кельи), датируемое 1724 годом. С его  почти трехсотлетней историей связана не одна страница летописи  города. Как и все древние здания монастырей, оно хранит свои тайны, обрастая легендами. Чтобы хоть частично раскрыть эти тайны и развеять легенды, отправляюсь на поиски публикаций давно минувших лет.

  Прежде всего – кто такие иезуиты, лозунгом которых было «Todo modo» (любым средством – лат.)? Открываю Энциклопедию Брокгауза и Эфрона: «Иезуиты — члены важнейшего монашеского ордена римско-католич. церкви. Иезуитский орден учрежден в 1534 г. Игнатием Лойолой (отсюда другое название И. — Игнатианцы), назвавшим его обществом Иисуса (Societas Jesus) и обрекшим его на борьбу против "адских чудовищ и порождений сатаны", на служение Богу, на совершение подвигов ad majorem Dei gloriam. К обычным трем монашеским обетам Лойола присоединил четвертый — обет беспрекословного повиновения папе. В 1540 г. папа Павел III утвердил орден И., а папа Юлий III чрезвычайно расширил его привилегии. И. объявлены были изъятыми от всякой светской юрисдикции и обложения в пользу государства, а также независимыми от епископов; они не признают никакой другой власти, кроме своего орденского начальства и папы. … Главная, первоначальная цель, которую поставило себе "общество Иисуса", заключалась в подавлении реформации и в защите католической церкви против распространившегося духа сомнения и свободомыслия. … В сферу деятельности ордена входят, главным образом, богослужение, исповедь, воспитание юношества, миссионерство».

  В Житомире иезуиты появились в начале XVIII века, основав монастырь с костелом. В отношении более точной даты, то у историков есть расхождения. В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона: «В 1724 г. в Ж(итомире) иезуиты основали монастырь и школу». У житомирского краеведа, титулярного советника Тита Иолича Вержбицкого в его «Кратком описании города Житомира», опубликованном в Памятной книжке Волынской губернии на 1888 год:  «Когда, въ 1720 году, iезуиты утвердились въ г. Кременце и захватили въ свои руки власть надъ школами въ крае, то Житомиръ тоже не миновалъ ихъ вторженiя; въ 1724 году они основали здесь свою школьную миссiю». У российского историка и этнографа Помпея Николаевича Батюшкова (1811-1892) на странице 220 его книги «Волынь. Историческiя судьбы Юго-Западнаго края», изданной в Санкт-Петербурге в 1888 году: «…въ Житомире  iезуитский (монастырь) со школами 1724 г.». У историка, краеведа и преподавателя Волынской духовной семинарии Николая Ивановича Теодоровича (1856–1920-е) в первом его томе "Историко-статистическое описанiе церквей и приходов Волынской епархiи", изданном в 1908 году: «Въ начале 18 века тамъ (в Житомире – Б.Д.) были уже iезуиты, именно съ 1726 года, когда каштеляну Казимiру Стецкому дозволено было сеймомъ основать въ Житомире монастырь вместе съ семинарiей для ордена iезуитовъ». 

  А вот что пишет польский историк, журналист, библиотекарь и издатель Джозеф Лукашевич (1799–1873), притом более подробно и конкретно: «На следующем сеймике в 1713 г. хорунжий житомирский Вентури Станислав Хамский показал собранной шляхте хоругвь Житомирского уезда, которая была помещена в костеле отцов иезуитов. В 1724 году бискуп киевский и черниговский Самуэль Ожига перенес в Житомир бискупскую кафедру. В том же году каштелян киевский Казимир Стецкий основал здесь иезуитскую миссию, при которой существовала трехклассная школа. Бискуп Анджей Залуский заложил при той школе теологически-нравственные студии (Lukaszewicz J. Historya szkol w Koronie i w Wielkiem Ksiestwie Litewskiem od najdawniejszych czasow do r. 1794. – T. IV. – 1875.– str. 195)». Бискуп – это католический священник,  каштелян (castel – замок, крепость) – администратор замка, а сеймик (польск. sejmik, уменьшительное от сейм) - региональное собрание шляхты.  

  Получается в итоге, что не в 1724-м, как у большинства авторов, а еще до 1713 года в Житомире уже были иезуиты, поскольку к тому времени они уже успели построить свой «костел отцов иезуитов». Был ли этот костел временным деревянным или уже постоянным каменным, который мы видим на старом рисунке в иллюстрациях, пока неясно. И еще - основное назначение здания монастыря, которое теперь называют кельями, была миссия иезуитов с трехклассной школой.  Это было первое учебное заведение, открытое в Житомире, на базе которого через несколько лет открылись теологически-нравственные студии.  Нравственное богословие (моральная теология) - богословская дисциплина, излагающая учение о нравственности, нормах морали. В христианстве нравственное богословие излагает и обосновывает нормы христианской этики. Иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей. В иезуитских школах изучали грамматику, риторику, диалектику,  богословие,  арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки, а также начала географии, истории, археологии, природоведения.  Важное место отводилось и светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника.   

  А кто же был архитектором Иезуитского монастыря с костелом? В первой книге второго тома Энциклопедии Житомира краевед Георгий Мокрицкий на странице 29 пишет (со ссылкой на публикацию 1866 года сотрудника «Киевлянина»  Горжалчинского И.), что для Коллегии иезуитов в Житомире «за проектом архітектора П. Гіжіцького споруджено комплекс необхідних будівель (костьол, келії ченців, школу, кузню, пекарню, господарські об'екти)». Польский  архитектор эпохи позднего барокко иезуит Павел Гижицкий (пол. Pawe; Gizycki, 1692 -1762) является автором нескольких десятков храмов, преимущественно иезуитских, в Самборе, Кременце, Луцке, Поддубцах, Старом Чарторийске, в Городище и других.  На польском сайте в эниклопедии Wikipedia есть перечень всех его проектов, но житомирского монастыря там нет. Еще следует отметить, что с 1713 по 1723 год Павел Гижицкий еще не работал архитектором, а изучал философию и теологию в Люблине, Сандомире и Кракове. А за оставшийся только один неполный 1724-й  год  составить проект и построить монастырь с костелом в те времена было практически невозможно.  Так, например,  Кафедральный костел св. Софии в Житомире строили не менее семи лет, Иезуитский коллегиум в Кременце по проекту Павла Гижицкого – 12 лет, Бернардинский костел (ныне Семинарийский св. Яна из Дукли) в Житомире – 22 года. В биографии другого итальянского архитектора, работавшего в Речи Посполитой,  Паоло Антонио Доменико Фонтана (1696-1765) в перечне его проектов есть «Собор отцов Иезуитов в Житомире». Но в его биографии написано, что он приехал из Италии в Речь Посполитую только в 1723 году, и до апреля 1726 года жил в Варшаве.  После чего приехал на Волынь и поступил на службу к крупному польскому магнату Павлу Каролю Сангушко.  А ведь монастырь иезуитов в Житомире тогда уже был, и уже третий год как школа в нем работала. Жил еще в те времена известный польский архитектор Джакомо Джузеппе Фонтана (1676-1739). Может он?

  На рисунке первой половины XIX века (первый слева в  верхнем ряду иллюстраций) видно, что костел Иезуитского монастыря в Житомире – кирпичная базилика с элементами готики и двумя башнями на главном фасаде. Сохранившийся главный корпус монастыря двухэтажный с высоким цокольным этажом. В плане здание Г-образное с коридорной системой и односторонним расположением помещений. Стены кирпичные оштукатуренные, укрепленные контрфорсами, перекрытия из крестовых кирпичных сводов, перемычки над проемами клинчатые кирпичные. На дворовом фасаде до 1970-х годов была деревянная лестница для подъема на этажи (не сохранилась). Территория, находившаяся под юрисдикцией монастыря и исключенная из контроля городского самоуправления, располагалась между нынешними улицами Рыльского и Черняховского и называлась Юридикой Иезуитской. Это почти одна треть средневекового Житомира, своего рода «город в городе». Эту землю польский король Август Второй своей привилегией отдал Ордену иезуитов. Здесь они имели собственные ремесленные предприятия, пекарню, бойню, корчмы, жилые дома, вели торговлю и не платили налоги в городскую казну. В 1768 году в Житомире шли бои между российскими войсками и польскими конфедератами. Донские казаки окружили город, гусары ворвались со стороны Станишовки и подожгли дома, в том числе и Иезуитский костел. В костеле сгорел ксендз Зрубицкий. 

  Оппозиция иезуитам дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году, объявив его «…лишенным всех должностных званий, коллегий и училищ». Иезуиты в Житомире лишились монастыря с костелом, но остались жить в городе. Юридика Иезуитская стала называться с тех пор уже Юридикой Поиезуитской, но продолжала пользоваться прежней привилегией не платить налоги в городскую казну. Это вызывало недовольство, как житомирских мещан, так и магистрата.  Мещане неоднократно жаловались на нарушение своих прав в Асессорский суд, а Житомирский магистрат в 1789 году подал жалобу в польский Коронный суд: «…город  мог бы развиваться лучше и быть полезным Речи Посполитой, если бы комиссия скарба коронного милостиво позволила предотвратить постоянную несправедливость, которая приводит к упадку города по следующим причинам: юридика поиезуитськая является большим препятствием для города, поскольку при нынешнем устройстве не только пропинация заложена, но и различные ремесла и торговля, такие, как скотобойня, свечи, хлеб, деготь, смола и другие товары продают, а никакого налога городу не платят. Поэтому магистрат выражает просьбу, чтобы и юридика была возвращена городу и платила процент». Пропинация - исключительное право на производство вина и пива и торговлю ими в определенной местности.

  О дальнейшей судьбе конфискованных у иезуитов костела и монастыря, читаем у польского энциклопедиста Юзефа Кшивицкого (1838 – после 1908) на странице 903 в XIV томе его Географического словаря Царства Польского и других славянских стран (польск. Slownik geograficzny Krolestwa Polskiego i innych krajow slowianskich), изданного в Варшаве в 1895 году: «В начале XVIII века, после умиротворения края, Казимир Стецкий граф Радван, каштелян киевский, основал в Житомире костел и монастырь для иезуитов. Костел тот в 1773 году закрыли, монастырь превратился в школу, позже основали здесь юрисдикцию, и наконец, превратили в тюрьму, которая существует и сегодня. Костел в 1841 году разобрали и из кирпича построили дом на Чудновской улице». Чудновская улица – это нынешняя улица Черняховского. Оказывается, что не в 1793 году по указу Екатерины II, как сказано в «Энциклопедии Житомира» Георгия Мокрицкого, был закрыт Иезуитский монастырь в Житомире, а еще при власти Речи Посполитой в 1773 году. И уже тогда Юридика стала поиезуитской. И известный рисунок Иезуитского костела теперь следует датировать не 1865 годом (это дата его публикации), а первой половиной XIX века. Это подтверждается и опорным планом Житомира 1852 года, где рядом с монастырем костела уже нет (вторая в верхнем ряду иллюстрация). И новая школа, открытая в уже бывшем монастыре в 1773 году, была не иезуитской.

  О школе в здании монастыря, упомянутой Кшивицким, читаем в книге житомирских историков и краеведов Николая Кострицы и Руслана Кондратюка «Житомир: Підручна книга з краєзнавства»: «Житомирське повітове училище, або "школу видзялову", як називалась вона за часів Речі Посполитої,  було створено у 1773 році. Для його розміщення були виділені приміщення щойно ліквідованого єзуїтського монастиря. Організаційно училище підпорядковувалося Краківській академії й утримувалось за рахунок коштів Едукаційної комісії. Училище складалося з 6 - 7 класів, а кількість учнів становила близько 600 чоловік (1784 р.). Педагогічний же персонал складався лише із шести вчителів. У двох нижчих класах вчителі викладали всі предмети, в решті – спеціалізувалися за окремими дисциплінами. Першою посадовою особою був начальник училища – префект. В учбовому процесі та внутрішньому розпорядку зберігались традиції попередника – єзуїтської колегії. … Ліквідовано повітове училище вже за часів Російської імперії у 1833 році, в зв'язку з відкриттям Волинської губернської гімназії». «Здесь, - пишет  житомирський краевед Георгий Мокрицкий, - в 1816 - 20 годах (в других источниках - в 1809 - 1816 годах - Б.Д.) учился дед большевистского вождя Владимира Ленина (Ульянова) – уроженец  волынского городка Староконстантинов, еврей Израиль Бланк, который после крещения стал Александром Бланком. Но еще задолго до того,  как у него родился известный всему миру внук, записал себя на скрижалях истории тем, что спас в Петербурге от смерти тяжело больного Тараса Шевченко». Студенты (так тогда называли учащихся училища) жили рядом в домах на Студенческой улице.  Улица исчезла в конце XIX века.

  После присоединения Правобережной Украины к Российской империи в 1793 году, включая и Житомир, бывший монастирь иезуитов сыграл решающую роль в вопросе выбора административного центра губернии. Вначале выбрали Заславль (в древности – Изяславль), потом Звягель, переименовав его в Новоград-Волынский, но губернские учреждения  поместили в Житомире в свободных зданиях Поизуитской Юридики.  В «Кратком описании города Житомира» Т.И. Вержбицкого на странице 12 читаем: «5 Iюля 1795 года Высочайше повелено быть губернскому городу въ Новоградволынске, при м. Звягле; а до устройства "приличныхъ зданий для помещения губернскихъ присутственных мест, то, доколе дома тамъ не будутъ построены, учредить на первый случай пребыванiе оныхъ въ г. Житомире, где и ныне находится Губернское Волынскаго Наместничества Начальство". Самый же город Житомиръ повелено обратить, въ числе другихъ городовъ, въ уездный городъ». Но ведь в мире нет ничего более постоянного, чем временное.  Уже через два года (в 1797 году) наместник генерал-аншеф Тимофей Иванович Тутолмин перевел свою резиденцию в Житомир. Вот свидетельство непосредственного участника тех событий Яна Дуклана Охотского в его «Записках XVIII века», изданных Юзефом Игнацием Крашевским в 1874 году: «Изъ трехъ конфискованныхъ домовъ у Левандовского (умершаго в Смоленске) устроили присутственныя места, а изъ поiезуитскаго монастыря – острогъ. В этом зданiи также поместилось: Управленiе наместничества (нынешнее Губернское Правленiе), Казенная Палата, Палаты Уголовная и Гражданская и Высшiй Земскiй Судъ». 

 Тюрьма (острог), занимавшая вначале только часть помещений бывшего монастыря, со временем заняла все здание. В 1873 году в тюрьме состояло арестованных 1932 мужчин и 186 женщин (5% жителей Житомира!). Была тут и своя домовая церковь. У Николая Ивановича Теодоровича в первом томе "Историко-статистическое описанiе церквей и приходов Волынской епархiи" есть ее описание: «Церковь во имя Поклоненiя св. веригамъ частнаго и славнаго апост. Петра, что при тюрьме на Чудновской улице. Когда и кем построена, неизвестно. Въ 1873 году, после пожара, повредившаго ее, вновь возобновлена и освящена на средства тюремнаго Комитета. Домовая, помещается въ одной изъ залъ каменнаго тюремнаго зданiя. Утварю, ризницею и богослужеб. книгами посредственна. Содержится за счетъ тюремнаго Комитета». Перечисляя лучшие здания города Житомира в 1887 году,  историк Тит Иолич Вержбицкий отмечает: «Въ числе зданiй занимаетъ видное место… тюремный замокъ (быв. зданiя Житомирскаго монастыря и коллегiи iезуитовъ)». Улицу, которая тогда начиналась от Чудновской улицы, огибала тюрьму и вновь выходила на Чудновскую улицу, назвали Острогской. Острогом тогда называли тюрьму. Теперь это слово устарело. Улица эта возникла во второй половине XIX века из трех старых улиц Юридики (Студенческой, Рынковой и Рыбной), и исчезла в результате застройки квартала в 1960-х годах.
 
 117 лет при Российской империи, вплоть до 1914 года, здание бывшего монастыря использовалось в качестве тюрьмы, пока не построили новую на Ипподромной улице (ныне улица Ватутина). «Але в часи Громодянської війни, - пишет житомирський краевед Георгий Мокрицкий, -  місць у новій в'язниці тим чи іншим новим "господарям" для своїх політичних ворогів не вистачало, і колишні єзуїтські келії час від часу знову перетворювалися на тюремні камери… Саме з них у 1920 р. визволяв в'язнів автор роману "Как закалялась сталь" легендарний Микола Островський. Факт достатньо загальновідомий. А от наступний – ні! Як згадує Всеволод Петров, "… Житомир був осередком одної з двох чеських дивізій (і штабу чеського корпусу – авт.), які формувалися на Україні". До знайомства зі спогадами, цієї інформації не було, або вона абсолютно перекручена в усіх радянських енциклопедіях… Насправді ж штаб корпусу і одна його дивізія дислокувалися у Житомирі. І саме зі спогадів В. Петрова дізнаємося, що "чеські легіонери стояли у приміщеннях в'язниці", тобто єзуїтського монастиря. Командував корпусом генерал Шокоров, штабом – генерал М. Діхтеріхс (останній є автором спогадів про криваве вбивство більшовиками родини Ніколая II). Це іще один історичний факт і нові прізвища для цієї пам'ятки – останньої «із могікан» на колишній Юридиці».

  В марте 1919 года в камере смертников бывшего монастыря ожидал своей участи будущий кинорежиссер, кинодраматург, художник и писатель Александр Довженко. Спас его инспектор РКИ Александр Саввич Грищенко. В августе 1919 года Довженко снова был арестован Волынской ЧК и просидел в этой же тюрьме три месяца как "враг Рабоче-Крестьянского Правительства". Тюрьма тут была и при сталинских репрессиях. В 1941 году, сразу после немецко-фашистской оккупации Житомира, на территории бывшей Юридики было создано гетто, куда за считанные дни согнали все еврейское население, не успевшее эвакуироваться. Многие умерли тут от голода, холода и болезней. Из гетто людей партиями вывозили на грузовых машинах  на Богунию в район хутора Довжик на казнь. Здание бывшего иезуитского монастыря превратили в тюрьму для пойманных участников антифашистского подполья и прочих неугодных режиму житомирян, где фашисты под пытками допрашивали узников. Со слов очевидцев, переживших оккупацию, эта тюрьма была «пристанищем ада на земле». 

  Многие здания бывшей Юридики были разрушены немцами еще в начале войны при бомбежках города. Остальные здания полностью уничтожены при освобождении города в 1943 году, в том числе и Хоральная синагога – памятник истории и архитектуры XVIII века. Случайно уцелел Иезуитский монастырь. В нем после войны (до 1970-х годов) находились областные обувная и книжная базы. Потом этот памятник истории и архитектуры государственного значения забросили. Здание разрушается, превращаясь в руины. Так на наших глазах гибнет еще один уникальный памятник духовного прошлого Житомира. А ведь можно было средства, отпущенные в 2012 году на строительство нового здания музея природы, использовать для реставрации этого древнего здания монастыря, и тут сделать музей.

Джерело: www.proza.ru

Новини Житомира

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework