Воздухоплавание в Бердичеве

  Моряки, приезжающий в Бердичев впервые, всегда удивляется, узнав, что в городе есть район «Эллинг». Ведь эллингом в судостроении  называется помещение для постройки или ремонта судов на берегу. Речного и морского флота здесь, конечно, не было. В Бердичеве был воздухоплавательный флот.

  В Бердичеве дислоцировалась 10-я воздухоплавательная рота. В 1910 году в Германии был приобретен дирижабль «ПарсевальVII», который  получил название «Гриф». Вот как писал об этом журнал «Воздухоплаватель», 1910, №11:

  «Главное отличие приобретенного русским правительством дирижабля «ПарсевальVII» от предыдущих аэростатов этого типа заключается в том, что стропы сделаны не из стальных тросов, а пеньковые. Это устроено оттого, что дирижабль снабжен беспроволочным телеграфом, который должен действовать на расстояние до 500 верст. Длина аэростата –70 метров, мидель –13 метров, длина гондолы –10 метров,, она вмещает до 16 человек экипажа. Дирижабль должен развивать скорость15 метровв секунду. Для достижения этой скорости он снабжен двумя двигателями системы N.A.G. по 110 сил каждый, приводящими в действие 2 полужестких пропеллера. Переставляя лопасти, можно аэростату передний и задний ход, как это было и в аэростате «ПарсевальVI», испытывавшемся в Мюнхене и давшем прекрасные результаты. Аэростат должен достигать высоты2.000 метров. Стабилизирующие поверхности отгибаются вниз так, что аэростат можно вводить в сравнительно узкий ангар. Обучающим полетам на «Парсевале VII» назначен капитан Динглингер».

  Экипаж большого дирижабля состоял из 7-20 человек разных военных специальностей. Каждый экипаж состоял из командира, вахтенного офицера (ответственного за газовые баллоны, обтяжку и балласт), офицера по обслуживанию двигателей (ответственного за энергоснабжение) и главного рулевого-штурмана. На борту находилось один-два унтер-офицера, ответственные за связь и, в зависимости от числа моторов, по одному - два нижних чина на мотор для его обслуживания. Кроме того, один-два человека обслуживали оболочки, а двое рулевых отвечали еще и за необходимую высоту полета. Обслуживали пулеметы и сбрасывали бомбы стрелки.

   Значительные штаты требовались и для наземного обслуживания, например, для поднятия в воздух и заведения в ангар при сильных порывах ветра, требовалось усилия до 200 человек, удерживавших дирижабль за ванты. Наземный технический персонал состоял обычно из 20-25 человек большого дирижабля.

  В Бердичеве в это время дислоцировались 42 артиллерийская бригада и 4 обозный батальон, располагались они в районе под названием Лысая Гора (возвышенность в2 километрахот города). Городская дума озаботилась размещением воздухоплавателей, в журнале «Вестник воздухоплавания» за 1911 год есть две заметки по этому поводу. В № 14, за июль: «Бердичевская городская дума постановила ходатайствовать о разрешении продать 35 десятин городской земли на надобности воздухоплавательного парка». И уже в № 15, за август, сказано: «Городская дума вошла в соглашение с владельцами казарм Френкеля по Белопольской улице на счет найма этих казарм на 2 года под авиаторский парк. Плата 4.700 руб. в год. Вопрос этот будет внесен на утверждение городской думы в ближайшем очередном заседании». Но это решение не было осуществлено – под воздухоплавательный парк была выделена земля за Лысой горой, по дороге на Винницу и район этот с тех пор стал называться «Эллинг». Эллинг был приобретен у фирмы Крупа (это был первый в Российской империи железный эллинг.) К Эллингу был проложен узкоколейный путь. Планировалось достроить к этому эллингу ещё один, для второго дирижабля, но проект этот осуществлен не был. А в казармах Френкеля с 1914 по 1917 гг. размещался штаб Юго-Западного фронта. А.И.Деникин в своих мемуарах «Очерки русской смуты» указывает, что после мятежа Л.Корнилова он содержался сначала в бердичевской тюрьме, а затем на гауптвахте на Эллинге.

  Вот так все, что связано с воздухоплаванием в Бердичеве переплелось с судьбой А.И.Деникина.

  Как с любой техникой случались  неполадки и с дирижаблями:

  «Дирижабль «Гриф» 10-й воздухоплавательной роты в Бердичеве 18-го августа потерпел аварию во время рекогносцировочного учебного полета. Попав в сплошную гряду облаков, шар потерял из виду землю и долго без направления кружил в воздухе. Прорыв облаков дал возможность ориентироваться и направить спуск к эллингу; проделать благополучно спуск не удалось: данным задним ходом у самой земли сломало винт шара. Починившись, «Гриф» поднялся вторично, но был сброшен вниз нисходящим ветром. Шар ударился о землю, снова сломался винт, и гондолу поволокло по земле около полутора верст. Ударом о бугор выбило из поврежденной гондолы 28 пуд. балласта, и беспомощную команду понесло вверх. Выпуск газа чуть не повлек разрыва оболочки, начавшую морщиться и складываться пополам. С помощью сбежавшихся крестьян сел Быстрика и Меркушевки шар с трудом, наконец спустился без вреда для команды и доставлен в эллинг для исправления повреждений», - писал журнал «Огонёк» в1912 г.

  В заметке журнала «Огонёк» указана команда дирижабля, которая выполняла полет -

1) полковник Попов.

2) командир «Грифа» капитан В. Л. Нижевский.

3) его помощник штабс-капитан. А. П. Чечулин.

4) штабс-капитан М. О. Сафонов.

5) старший механик Н. Я. Наумов

  Также указано, что снимки дирижабля сделал фотограф П.Н.Алексеев.

  Среди бердичевских фотографов он не значится. Но в книге «Весь Петербург за 1913 год», в разделе «Фотосалоны Петербурга» значится Алексеев Павел Николаевич, Новодеревенская набережная, 13.

  Возможно, он был прикомандирован к этой роте и также сделал 5 снимков Бердичева  с высоты птичьего полета для открыток, которые потом издал А.С. Суворин в 1914, 1915, 1916, 1917гг.

  Но в скором времени команда приступила к выполнению новых задач, как отмечал журнал «Воздухоплаватель», 1912, №10: « 20 сентября управляемый аэростат «Гриф»  под командой капитана Нижевского, имея на борту 12 человек, совершил полет в окресностях гор. Бердичева, продолжительностью 1 час. Во время полета, при наибольшей высоте500 метр. Были произведены опыты сбрасывания сообщений на землю при помощи парашютов».

  Роты с управляемыми аэростатами дислоцировались в Луцке, Бердичеве, Белостоке, Лиде, Сализи, Брест-Литовске, Ковно, Гродно и других пунктах. Для обслуживания дирижаблей здесь были построены 14 эллингов, располагались базы снабжения и питания дирижаблей газом. В результате, к 1912 году имелись – Брест-Литовский (2 роты) и Сибирский (3 роты) воздухоплавательные батальоны (последний находился во Владивостоке), 3-я – 11-я воздухоплавательные роты, соответственно в Свеаборге, Ковно, Гродно, Осовце, Киеве, Севастополе, Лиде, Бердичеве и Новогеоргиевске, 1-я Кавказская воздухоплавательная рота в Карсе и 4-я Сибирская воздухоплавательная рота в с. Песчанка (около Читы Забайкальской области). Батальон Офицерской воздухоплавательной школы находился в с. Сализи около С.-Петребурга. В составе этих частей были как аэростаты, так и дирижабли. Аэростат позволял, в отличие от самолета, более или менее непрерывно наблюдать за полем сражения. Немаловажное значение имела постоянная телефонная связь из корзины аэростата с артиллерийским командованием, чего не имел самолет. Аэростат подчас деморализовал противника одним своим присутствием. Артиллерия противника во время нахождения аэростата в воздухе не открывала огня; передвижение обозов и войск в дневное время не производилось

  25 апреля 1912 года воздухоплавательный комитет Главного инженерного управления принял следующее решение: «Управляемые аэростаты большой емкости, например «Гриф» и «Альбатрос», вооружить каждый двумя пулеметами «Максим» с 3000 патронов на каждый пулемет, для чего испросить у артиллерийского ведомства соответственное число пулеметов и ружей-пулеметов, а также патронов для них». В штабе Верховного главнокомандующего русскими армиями в начале войны дирижабли считали основным средством стратегической разведки. Как только армия и флот были переведены на военное положение, началась перестройка воздухоплавательных частей в соответствии с требованиями военного времени.

  Во время войны дирижабль боевых задач не выполнял. Из-за отдаленности от линии фронта в Бердичеве дирижабли вообще не были наполнены газом. В сентябре 1914 года был передан в воздухоплавательную роту в г.Лиду, где использовался для учебных полётов, а весной 1915 года был демонтирован. В 1915 году в Бердичеве пролетом был дирижабль «Кондор». Эллинг простоял дольше. В 1931 году он был разобран и перевезен в г.Долгопрудный, где простоял до наших дней. В начале марта 2001 года от тяжести снега провалилась часть крыши, в результате чего произошло замыкание электропроводки и пожар.

  Во время войны весь военный городок на эллинге был уничтожен, и сейчас никто даже не знает, где находился эллинг. В советское время на Эллинге располагалась известная на весь союз 343 школа прапорщиков, которая была одной из самых строгих и готовила прапорщиков для войск, дислоцировавшихся в Восточной Европе, за что и называлась «школа абвера». Довелось служить там и автору этой статьи. Но нет уже и школы, пройдет немного времени и о ней забудут, как и о эллинге. Ведь и сейчас немногие знают, что это такое, для большинства – это район города.

Источник: berdpo.info

Новини Житомира

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework