Почему закрываются сельские школы, и какие перспективы у их учеников?

  Только на Житомирщине в прошлом году было ликвидировано 9 школ и 16 реорганизовано, а в нынешнем году 5 ликвидировано и еще 5 реорганизовано. Этот процесс вовсе не радует сельских жителей, которым бы хотелось, чтобы их ребенок учился рядышком с домом, а не ездил куда-то в опорную школу.

   Понятно, что оптимизация школ связана с определенными неудобствами и родительскими переживаниями. Но есть ли альтернатива? Об этом состоялся разговор с начальником управления образования областной госадминистрации Ларисой Шевчук. 

  ЕСЛИ В КЛАССЕ МЕНЬШЕ ПЯТИ ЧЕЛОВЕК, ИХ ОБУЧАЮТ ИНДИВИДУАЛЬНО

  - Если в школе учится до 40 детей, она считается малокомплектной, и в нашей области до 140 таких учебных заведений, - объясняет Лариса Петровна. - Но есть школы, где количество детей еле дотягивает до двух десятков, при том, что сами школы рассчитаны на несколько сотен учеников! Например, в Корчаковской школе Житомирского района всего 25 детей, и по существующим нормативам половину средств на содержание такой школы выделяет государство, а половину - местные органы власти. В классах этой школы меньше пяти учеников, поэтому организовано индивидуальное обучение детей. Это значит, что дети приходят в школу по определенному графику. Но проблема в том, что индивидуальное обучение предусматривает гораздо меньше часов, чем при обычном процессе обучения. То есть каждый ребенок на индивидуальном обучении получает в два, а то и в три раза меньше часов по определенным предметам, чем его одногодки, которые учатся в опорной школе. Кроме того, в маленьких школах недостаточно учителей, и бывает так, что один педагог преподает сразу несколько предметов. Словом, в малокомплектных школах нет нормального обучающего процесса, нет современного оборудования, нет кружков, секций, дополнительных занятий и углубленного изучения конкретных предметов, нет профобразования, то есть дети лишены всего того, что необходимо для получения базы знаний, которая позволит хорошо написать ВНО и поступить в то учебное заведение, о котором ребенок мечтает. 

  - Неужели родители, которые выступают против закрытия малых сельских школ, не понимают, что они лишают своих детей дальнейших перспектив? - удивляется моя собеседница. - Кроме того, содержание одного ученика в малокомплектной школе обходится слишком дорого, гораздо больше средней нормы. Например, в двухэтажной школе учится всего несколько десятков детей, однако в холодное время года нужно отапливать все здание полупустой школы, платить за освещение, воду и так далее. Это выливается в огромные суммы, и такие затраты совершенно не оправданы. И когда родители говорят: пусть, мол, на уроки ходит столько детей, сколько есть, то есть всего 3-5 человек, они просто не понимают, какая финансовая нагрузка ложится на местные органы власти и государство в целом. Такие затраты расцениваются как нецелевое использование средств. 

  - Какой же выход из ситуации? - спрашиваю специалиста.

  - Младшие школьники тех малокомплектных школ, которые ликвидируются или реорганизовываются, остаются учиться в родном селе. Малыши никуда не будут ездить. А остальные ученики, начиная с пятого класса, переводятся в опорную школу и подвозятся на автобусе либо учатся в филиале опорной школы. Такая система действует по всей стране, и другого выбора просто нет. Опорные школы имеют хорошую материально-техническую базу, там работают квалифицированные преподаватели, дети могут углубленно изучать предметы, посещать любимые кружки и секции, словом, получать качественное образование. 

  - Достаточно ли в области автобусов для подвоза детей в опорную школу?

  - В конце 2016 года наша область закупила 22 школьных автобуса, а в июне нынешнего года - еще 12. На сегодняшний день вопрос подвоза детей к опорным школам практически полностью решен. 

  МОЖНО СИДЕТЬ ЗА ПАРТОЙ, А МОЖНО… НА КОВРИКЕ

  Напоследок о том, что ожидает в ближайшее время младших школьников страны. В нынешнем году по всей Украине начался эксперимент "Новая украинская школа", в котором принимают участие четыре школы нашей области: Житомирская школа №28, Романовская гимназия, Коростенская школа и Новоград-Волынская гимназия. В каждом из этих учебных заведений выделены по два первых класса, где с нынешнего года будет введен новый государственный стандарт обучения. Какова суть новой программы? Во-первых, дети должны понимать, для чего им полученные знания и как их можно применить в жизни, во-вторых, вводятся игровые и другие формы обучения. Кроме того, большое внимание уделяется исследовательской и экспериментальной работе, а также работе детей с гаджетами. Теперь учителя сами могут решать, на каких уроках дети будут сидеть за партами, а на каких можно располагаться прямо на полу на ковриках, либо парты стоит расставить так, чтобы школьники работали в группах. Словом, учителя имеют больше свободы. Все они прошли специальное обучение в ходе подготовки к всеукраинскому эксперименту. Если эксперимент принесет ожидаемые результаты, новая программа будет введена во все школы с 2018 года.  

Юлия Мельникук, exo.net.ua

Новини Житомира

 

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework