НЕДВИЖИМОСТЬ ЖИТОМИРА

Народичи и евреи: Когда-то в руках представителей этого народа сосредоточилась вся торговая деятельность местечка. ФОТО

Народичи и евреи: Когда-то в руках представителей этого народа сосредоточилась вся торговая деятельность местечка. ФОТО

  Местечко Народичи впервые упоминается в описи Овручского замка 1545 года. До 18 века оно входило в состав Овручского повета Киевского воеводства Речи Посполитой.

   Еврейская община в Народичах существовала уже в 1683 году, о чем можно узнать из сохранившихся судебных актов того времени. По состоянию на 1765 год в местечке и окружающих селах проживал 241 еврей. Практически все евреи занимались традиционными занятиями - торговлей и ремеслами.

  С 1793 года согласно второго раздела Речи Посполитой Народичи отошли к Российской Империи и были включены в состав Овручского уезда Волынской губернии. За сотню лет еврейское население Народичей выросло. Перепись населения 1897 года зафиксировала здесь 2054 еврея, что составляло 44,8% всех жителей местечка.

  С 1875 года раввином в Народичах был Элия-Лейб Журавель.

kd13071813 1

  Поселковый совет и центральная площадь      kd13071813 2         На этом месте находилась синагога          kd13071813 3

  Памятник в парке             

kd13071813 4

  Еще один памятник

kd13071813 5

  Советский артефакт         

kd13071813 6

  И еще один. Самое интересное, что он еще рабочий!

  В руках евреев сосредоточилась вся торговая деятельность местечка. Они владели 23 из 24 бакалейных лавок, обеими булочными, винно-гастрономическим и книжным магазинами, единственными галантерейной и кожевенной лавками, всеми 9-ю мануфактурными, всеми тремя мясными, двумя из трех хлебными, единственной обувной лавкой.

  Еврей Беркович был владельцем паровой мельницы, водяную мельницу арендовал другой еврей, Эркес.

  Перец Гимельман был единственным в местечке зубным врачом, а Рейзл Степановская - одной из двух акушерок.

  Фармацевтикой также заправляли евреи: Арон Герш Скульский был арендатором аптеки, а Мовша Шехтер содержал склад аптекарских товаров.

  В Народичах было значительное число гостиниц-заездов - 9. Все они также содержались евреями.

kd13071813 7

  Народичи в справочнике "Весь Юго-Западный край", 1913 год

  В Народичах родились известные раввины - братья Нахум и Мордехай Вайсблаты. Это были два удивительных человека, каждый из которых достоин быть причисленным к легендам еврейского народа.

 Мордехай Дов Вайсблат родился в 1875 году. Некоторое время жил и работал в местечке Малин, куда его пригласил старший брат Нахум, бывший там раввином. После женитьбы Мордехай переехал в Олевск, где и был призван в российскую армию.

  Остаться соблюдающим евреем в армии тяжело и сегодня, если это, конечно, не ЦАХАЛ. В то время это вообще было практически нереально, такое удавалось немногим. Но Мордехай Вайсблат оказался одним из этих немногих. Вся его "армейская" история интересна и очень необычна.

  Служить Вайсблата отправили в город Белосток. После прохождения изнуряющих обучающих курсов солдат стали отпускать на побывку в город. А куда в чужом незнакомом городе мог отправиться еврей? Естественно, в синагогу.

  В местном бейт-мидраше Мордехай быстро снискал славу знатока Торы и умелого оратора. Его стали приглашать на чтение проповедей и другие общинные мероприятия. Фигура необычного проповедника в военной форме привлекала большое внимание. Вскоре "раввин-солдат" приобрел значительную популярность у белостоцких евреев, среди которых оказались весьма состоятельные люди. И каким-то образом они смогли выкупить талантливого молодого человека из армии...

  Однако, в Белостоке Мордехай не остался. Он вернулся в Олевск, некоторое время был раввином в штетле Елизаровка, а затем получил назначение на аналогичную должность в прославленное чудотворцем Исраэлем Дов Бером местечко Веледники.

  В 1924 году рабби Мордехай был вынужден покинуть свой пост из-за конфликта с советскими властями, которые хотели конфисковать из синагоги драгоценные украшения свитков Торы. Против него возбуждается дело, и Волынский губревтрибунал осудил раввина Вайсблата на 5 лет лишения свободы.

  Каким-то чудесным образом Мордехай сумел избежать тюрьмы. Он переезжает в Житомир, и вскоре становится главным раввином города. На этой должности Мордехай Дов Вайсблат пребывал вплоть до самой смерти в 1930 году.

kd13071813 8

   Куда более известен старший брат Мордехая, Менахем Нахум Вайсблат. Родился он в 1864 году, некоторое время, как уже упоминалось, занимал пост раввина в местечке Малин. За свою жизнь он написал несколько галахических трудов, прослыл большим знатоком Торы, возглавлял киевский Комитет по оказанию помощи голодающим и пострадавшим от погромов. Но наибольшую известность Нахум Вайсблат приобрел как создатель "вечного" еврейского календаря.

  Календарь у евреев, как известно, лунно-солнечный. В древние времена начало нового месяца определялось просто - по показаниям двух свидетелей. Увидели 2 еврея полную луну, побежали быстренько в суд - бейт дин, и доложили: луна, полная, висит, светит. Если свидетели внушали доверие, судьи постановляли: сегодня - рош ходеш, первый день месяца. И отправляли гонцов во все концы страны, чтоб донести эту радостную новость до всех жителей. Но после рассеяния евреев по всему миру с этим возникла сложность.

  Гонец из Иерусалима в Жмеринку мог принести возвещение о начале нового месяца с небольшим опозданием. На месяцев 5-6. Поэтому в 4 веке глава еврейсого суда рабби Гилель ІІ разработал систему, с помощью которой даты высчитывались на основе математики и астрономических знаний. Здесь тоже все было не просто. Лунный календарь не совпадает с солнечным, по которому определяются времена года, а ведь праздник Песах обязательно должен приходиться на весну. Поэтому к лунному году периодически добавляется дополнительный месяц, чтоб он мог "догнать" солнечный. Таких високосных годов бывает 7 в 19-летнем цикле. Но по факту, несмотря на теоретическую возможность долгосрочного планирования, еврейский календарь составляется только на 1 год вперед, отталкиваясь от текущего года. Это дает возможность точно сопоставлять даты еврейского и обычного, гражданского календаря. Погромы 1919 года не миновали и Народичи. 13 января банды атаманов Струка и Лазенюка разграбили еврейские дома и наложили на еврейское население "контрибуцию" - 20 тысяч рублей. После погромов часть евреев из Народичей эмигрировала в США.

  С 1924 года Народичи становятся районным центром Житомирской области, в 1930-х годах -  центром еврейского национального поселкового совета. В 1920-х годах действовала еврейская школа.

  В 1925 году 102 человека из Народичей основали в Херсонском округе еврейский колхоз "Красный труженик".

  В 1926 году здесь проживало 2508 евреев, но в 30-х годах многие покинули местечко. К 1939 году еврейское население Народичей составляло всего 1233 человека.

  На бывших еврейских улицах

kd13071813 9

  Рав Менахем Нахум Вайсблат

  Нахум Вайсблат, будучи еще Малинским раввином, взялся за решение этой проблемы. Обладая феноменальными способностями в математике, он сумел к 1890 году составить таблицы, по которым можно было определить любую дату еврейского календаря и сопоставить ее с нееврейским. Образец календаря был направлен в правительственную комиссию в Петербурге, и получил одобрительный отзыв.

 Чтобы ввести календарь в обиход, нужна была поддержка влиятельных людей. И Нохум обращается за ней к известному уже писателю Шолом-Алейхему. Их переписка переросла в дружбу, которая продолжалась много лет. А календарь, хоть и не распространился повсеместно, принес значительную известность Нохуму Вайсблату. И когда в 1902 году в Киеве освободилась должность главного духовного раввина, занять вакансию предложили именно ему.

  Умер рав Нахум в 1925 году. Его похоронили на Лукьяновском еврейском кладбище, а после его разрушения в 1963 году перезахоронили на Берковецком. Место нахождения могилы долгое время было неизвестным, и только в 2016 году, ее удалось обнаружить.

kd13071813 10

  "Вечный календарь" Нахума Вайсблата

  Погромы 1919 года не миновали и Народичи. 13 января банды атаманов Струка и Лазенюка разграбили еврейские дома и наложили на еврейское население "контрибуцию" - 20 тысяч рублей. После погромов часть евреев из Народичей эмигрировала в США

  С 1924 года Народичи становятся районным центром Житомирской области, в 1930-х годах -  центром еврейского национального поселкового совета. В 1920-х годах действовала еврейская школа.

  В 1925 году 102 человека из Народичей основали в Херсонском округе еврейский колхоз "Красный труженик".

  В 1926 году здесь проживало 2508 евреев, но в 30-х годах многие покинули местечко. К 1939 году еврейское население Народичей составляло всего 1233 человека.

  На бывших еврейских улицах:

kd13071813 11

kd13071813 11

kd13071813 11

kd13071813 11

  22 августа 1941 года Народичи заняли части вермахта. 26 августа 208 евреев были объявлены партизанами и расстреляны у дороги Кацовщина-Народичи, после чего было убито еще 60 евреев.

  В ноябре 1941 года на кладбище были расстреляны оставшиеся 370 евреев.

  Вспоминает чудом избежавший смерти Семен Фридман:

  Жили все уцелевшие после первого расстрела евреи в отдельном еврейском квартале около полиции. Взрослые каждую неделю ходили в полицию отмечаться. Заставляли их работать в самых грязных местах - чистили они туалеты, вели уборку. При малейшем возражении их избивали. Врач больницы Снитко запретил лечить евреев. Никакой медицинской помощи нам не оказывалось. Работающим давали 500 грамм хлеба, а мы, дети, ходили по деревням и просили подаяния, питались этим сами и в семью приносили. Очень страдали от голода младенцы и маленькие дети, почти каждый день кто-нибудь умирал.

  16 ноября 1941 года нашу улицу окружили полицаи, выгнали нас из домов, согнали в полицейское управление, переписали и разместили по камерам, детей отдельно, взрослых отдельно. Всю эту операцию производили исключительно полицаи, немцев я не видел ни одного.

  Место первого расстрела:kd13071813 15

kd13071813 16

  Место второго расстрела:

kd13071813 17

 После войны евреи вернулись в Народичи из армии и эвакуации. Еврейская жизнь некоторое время продолжалась, в частных домах собирался миньян. После Чернобыльской катастрофы многие жители покинули поселок, в т.ч. и евреи.

 Сегодня евреи в Народичах не проживают. Но здесь сохранился абсолютно уникальный для Украины памятник еврейской культуры - кладбище со множеством деревянных мацев, в основном, послевоенных. Последний раввин Народичей Шульман Мотл похоронен в Овруче.

  Еврейское кладбище в Народичах:

kd13071813 18

kd13071813 19

kd13071813 20

kd13071813 21

kd13071813 22

  Источники:

  Российская Еврейская Энциклопедия;

  Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.

  Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;

  Открытие памятника в Народичах. ВЕК;

  Вениамин Спивак. О братьях-раввинах Вайсблатах и «Вечном календаре»;

  Артур Рудзицкий. О главном раввине замолвите слово;

  Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».

Источник: myshtetl.org

Фото: Евгений Шнайдер

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

marschrut

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

BP link u

Loading...

Go to top