Необычная Житомирщина: В Червоном Терещенко создавал собственные самолёты

Необычная Житомирщина: В Червоном Терещенко создавал собственные самолёты

  Червоне (Червоно) расположено на реке Пустоши, впадающей в Гуйву. По польским источникам ранее оно имело название "Черлана". На картах XIX века оно обозначается именно как Червоно. История села указывает датой основания 1624 год, а основателями — род графов Тышкевичей.

   Основателем его был очевидно Ян Остафий граф Тышкевич, умерший в 1631 году. Он был женат на представительнице другого знаменитого польского рода, Софии Вышневецкой. У них был сын, Антоний-Ян Тышкевич (р. ~1609-у. 1649), спикер литовского суда. Его единственный сын Владислав Тышкевич (1644-1684) унаследовал отцовское имение. Он был дважды женат — первым браком на Марианне фон Тизенгаузен а вторым на Теодоре Александре Сапеге. От первого брака детей не было, а второй подарил единственную дочь, Терезу. Далее, точно не известно каким именно образом, в XVIII веке Червоне переходит к семье Божинец-Лесницких. Скорее всего через продажу имения. Елена Юстина Божинец — Лесницкая (р. 1730), дочь Войцеха Лесницкого и Людвиги Нелавицкой, принесла Червоне в качестве приданного в браке с Франтишеком Ксаверием графом Грохольским (2.IX.1730- 11.IX.1792), брацлавским земским судьей.

n 07051815 1

  Елена Божинец-Лесницкая

n 07051815 1

  Франтишек Ксаверий Грохольский

  Франтишек Ксаверий был кавалером польских орденов Св. Станислава и Белого Орла, он принимал в другом своем поместье — Терешках — польского Короля Станислава Августа, был брацлавским депутатом парламента. От брака с Еленой Юстиной родились две дочери — Текла и Юлия, и два сына — Антония (1767-1808), (гражданско-военного комиссара Брацлава, ротмистра народной кавалерии, кавалера ордена Св. Станислава, но похоже, не женатого и не отставившего потомства) и Яна Непомуцного (1770-1849), председателя главного подольского суда. После смерти отца Червоно, Терешки и Вороновица перешли к младшему сыну, Яну Непомуцному Грохольскому. Он был трижды женат, сначала на ком не известно, затем на Изабеле Ритар (Rytar герба Topor), а третьим браком на Мишель (Михалине) Зейдлер, дочери врача из Старо-Константинова. От трех браков было пятеро детей, а Червоне унаследовал его сын от второго брака, граф Адольф Грохольский, (1797-1863).

n 07051815 1

  Адольф Грохольский

  Его полное имя — Адольф Норберт Эразм граф Грохольский, он унаследовал от отца обширное поместье в 16207 десятин в Житомирском уезде и еще 8000 в киевской губернии. Именно Адам в 1851 году построил здесь тот дворец, что с некоторыми изменениями мы видим теперь. Польский офицер, он принимал участие в польском восстании в 1831 году, в котором поляком удалось собрать целую армию, в которой во множестве были представлены солдаты и офицеры разбитой армии Наполеона. Будучи в чине майора состоял адъютантом у Самуила Рожицкого. Участвовал в переговорах о прекращении огня. После прекращения восстания Адольф финансово помогал эмигрантам, в частности писал статьи гонорары от которых шли за границу в польские тайные общества. В Червоном Адольф разводил арабских скакунов. Первая его жена, Отилия Понятовская, родственница последнего польского Короля, должна была достаться младшему брату Адольфа, Игнацию. Адольф выкрал ее якобы для младшего брата, но в итоге сам не ней и женился. Она была на 13 лет младше его. Вторая жена — княгиня Ванда Радзивилл (1828 — 1912), была младше своего мужа уже на 31 год. Однако оба брака на молоденьких аристократках не принесли Адольфу потомства и его владения перешли к его жене Ванде Радзивилл-Грохольской. Она же вскоре после смерти супруга в 1863 году продала Червоне сахорозаводчику и магнату Николаю Артемьевичу Терещенко. Ванда уехала во Францию, она то и родилась в Париже… Умерла она в Лурде в 1912 году.

n 07051815 1

  Супруги Никола Артемьевич и Пелагея Георгиевна Терещенко

  Николай Артемьевич передал дворец своему брату Федору.

n 07051815 1

  Дворец Терещенко в Червоном. Построеный в стиле неоготики. Длинная двухэтажная пристройка слева — постройка 1905 года. Лестница слева ведет на веранду, или скорее зимний сад.

  Федор Артемьевич был безусловно промышленником, прежде всего сахорозаводчиком. Он много занимался благотворительностью — в Киеве, коего он был почетным гражданином, только на Подоле на средства от попечительства Ф.Терещенко были устроены ночлежный дом, родильный приют, построена больница для чернорабочих. В 1883 году Федор Артемьевич избирается гласным Городской думы. В 1884г он построил местную Воздвиженскую церковь. Он же возвел в Червоном в 1870 г огромный сахарный завод, функционирующий до сих пор.

  Но Федор Артемьевич занимает в семье Терещенко особое место, как выдающийся собиратель произведений искусства. С 1888 года он состоит в инициативной группе любителей древностей и искусств по учреждению Городского музея, а в 1894-м – за несколько дней до смерти – пожертвовал на строительство здания музея 25 тыс. рублей. Федор Терещенко занимался коллекционированием почти четверть века, был знаком со многими художниками, посещал их мастерские, состоял с ними в переписке. Перечень коллекции Ф.Терещенко отсутствует, хотя известно, что работ было много. Доподлинно установлено, что среди коллекции Федора Артемьевича находились произведения И.Крамского, В.Верещагина, М.Клодта, И.Шишкина; В.Поленова; А.Куинджи, картины В.Перова, В.Маковского, шедевры И.Репина. Приобретая картины, собиратель исходил не только из желания украсить интерьеры своего дома. Еще при его жизни в прессе сообщалось, что «собрание картин Ф.А.Терещенко открыто для публики с 21 февраля по 1 апреля по субботам от 1 до 4 часов пополудни, вход со двора». Коллекционер ориентировался и на существующие приоритеты в современном ему искусстве, прислушивался к советам и рекомендациям художников, мнению которых доверял. Федор Терещенко смог встать на путь превращения личного собрания в общедоступное. Это поощрялось П.Третьяковым, который писал Репину: «…Являются сильные конкуренты – господа Терещенко (я, впрочем, рад теперь, когда что им достается: мне кажется, они пойдут по моему следу)».

  Сейчас можно только предполагать, как развивались бы события в этом направлении, проживи Федор Николаевич дольше. Но 15 июня 1894 года он умер. В похоронной процессии приняло участие огромное количество жителей Киева. Федор Терещенко был с 1892 года действительным статским советником, имел много отечественных и иностранных орденов, в том числе французского Почетного легиона. Похоронен в Глухове, в Анастасиевском соборе, сооруженном на средства семьи Терещенко.

n 07051815 1

  От Федора Артемьевича дворец с имением переходит к его сыну, Федору Федоровичу. Сын не обладал страстью отца к собирательству прекрасного, зато имел другую прекрасную мечту — летать и строить самолеты.

n 07051815 1

  Федор Федорович родился 11 ноября 1888 года в Киеве. Родные называли его Дориком (производная от Федорика). В 1907 году он поступил в Киевский Политехнический Институт. От природы был наделен незаурядными способностями и цепкой памятью, поэтому в институте все схватывал на лету. В 1910 году, еще будучи студентом КПИ, выступил в Москве с докладом об особенностях конструкции нового аэроплана собственной разработки. И это в неполных 22 года.

n 07051815 1

  У входа в башню слева сохранились следы другого прошлого — проступают разноцветные буквы какого-то советского лозунга или агитки — разобрать удалось только слова "Да здраствует Ленинско-Сталинский ?комитет …… ?передовых? …. строителей коммунизма………" Привет от Сталина…

n 07051815 1

  Главная башня — восьмисторонняя. Говорят что после ее постройки она наклонилась. Новому владельцу, Николаю Артемьевичу, пришлось вызывать каменщиков из Москвы и серьезно укреплять под ней фундамент. Причем наклон башни сохранился.

n 07051815 1

  Вход украшен фамильным гербом, дарованным роду Терещенко Александром II в 1875 году.

n 07051815 1

  Но вернемся к Федору Федоровичу Терещенко и авиации. Он был очень богат, унаследовал треть состояния отца и 15 имений. Его состояние равнялось 8.623784 рублям — на сегодняшний день это десятки миллиардов долларов. Это вполне позволило ему заняться любимым делом. Он учился в Киевском Политихническом, к созданию которого причастна его семья. В начале двадцатого века появились два передовых увлечения — автомобили и аэропланы. Федор Федорович увлекся аэропланами. Причем не столько как летчик, сколько как авиаконструктор и авиастроитель. Уже весной 1909 года, прямо у себя в поместье, совсем рядом с дворцом, чтоб далеко не ходить, он строит мастерские, в которых собирает самолеты собственной конструкции. Рядом с Червоным он оборудовал летное поле, величиной в 41 гектар. Невероятно конечно, с нынешней точки зрения представить себе что тут рождались самолеты — настолько небольшие площади задействованы. Тем не менее это одно из исторических мест, где зарождалась авиация.

  В 1910-1915 гг Терещенко вложил в строительство авиамастерских 150 тыс. рублей и еще за 720 тыс. рублей построил в имении дом и хозяйственные помещения для работников, конструкторов и авиаторов.

n 07051815 1

   В 1913 году в мастерской работало 25 человек — 18 рабочих и 7 служащих. Как пишет в своей работе краевед Юрий Андрейчук* заработная плата составляла для рабочих почти 6 тысяч рублей, для служащих — 16 с половиной тысяч рублей. Это очень большие деньги для тех времен, такие что даже вызывает сомнения. Сначала Федор Федорович выписал аэроплан из Франции, он прибыл в Червоное в мае 1909 года. "Обкатав" француза, Терещенко решил создать собственный аэроплан. Вы знаете сколько сейчас проектируются и строятся самолеты — годами! Первый же свой самолет Федор Федорович выкатывает из этих мастерских 25 декабря того же года! Пусть он и был построен "по мотивам" французской машины, но все же срок впечатляет. Однако Федор Федорович не собирался строить копии французских аэропланов, а мечтал строить свои. Чувствуя недостаток знаний 21-летний (!) Терещенко отправляется учиться во Францию — тогда самую передовую авиационную державу. Учился он у Луи Блерио — Блерио только что впервые в истории пересек на аэроплане собственной конструкции пролив Ла-Манш, а после этого побил американцев в рекорде скорости — достиг 77 км/час. 2 августа 1910 Федор Федорович сдает экзамен на пилота-авиатора.

  В том же 1910 году Федор Федорович Терещенко придумал и запатентовал приспособление для соединения деревянных конструкций аэропланов. Так появляется его второй самолет — Терещенко-2. В августе 1913 года он демонстрирует аэроплан Терещенко -3, а весной 1914 — моноплан с мягким крылом и сорока сильным мотором. Блерио, с которым он был знаком, как раз победил американцев на моноплане, это для своего времени была очень передовая идея — бипланы, самолеты с двумя крыльями, правили бал еще очень долго, до тридцатых годов. К сведенью, самолеты Блерио, весьма популярные после его исторического перелета через Ла-Манш, продавались всем желающим по $850 за штуку… Это так, чтобы понять что такое самолеты начала страшного ХХ века.

n 07051815 1

  Федор Федорович покинул родину после переворота 1917 года и умер в Париже в 1950 году. В Червоном в 1928 году произошел серьезный пожар, начисто уничтоживший интерьеры дворца. Был сделан ремонт, но внутри уже никогда не было как прежде. В 1948 году тут открылось Фабрично-Заводское Училище — ФЗУ, о чем свидетельствует надпись на главной башне дворца. В настоящее время дворец принадлежит женскому монастырю.

n 07051815 1

Источник: small-ua.livejournal.com

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

marschrut

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Loading...

Go to top