×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 525.

Ржавеющая легенда живой истории: перспективы на будущее?

23 февраля в 12:00 в городском Дворце культуры состоятся общественные слушания, на которых будет рассмотрен вопрос самолета, расположенного на территории парка Гагарина.

n 2002167917«Уже в течение многих лет выше указанный самолет разрушается на территории парка, сейчас он выглядит ужасно. Поэтому предлагаю провести общественные слушания, на которых решить дальнейшую судьбу этого самолета и воплотить принято решение в жизни », - отметил автор петиции Артемом Мерега.

Электронная петиция была подана 27 ноября 2015 и в свою поддержку собрала 253 голоса. Рассмотрев коллективную петицию, городской совет решил провести общественные слушания.

Когда ми искали, что же рассказать интересного о Ту-104, ми нашли на сайте zt4ever.org.ua материал, датированный 2012 годом. Но с того времени мало что изменилось, сейчас он такой же актуальный.

n 2002167917 1

«Ту-104 -  первый советский и третий в мире реактивный самолёт. В период с 1956 по 1958 год, Ту-104 был на тот момент единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире. 15 февраля 1961 года с Ту-104 было выполнено первое в Советском Союзе наблюдение солнечного затмения с самолёта (на высоте 10 тысяч метров)

В 1957 году Г.К. Жуков нанес дружественные официальные визиты в Югославию и Албанию. Туда он прибыл на крейсере «Куйбышев», а назад, в Союз, возвращался 27 октября самолетом Ту-104, который сегодня стоит в парке им. Гагарина. В состав экипажа во время последнего полета Георгия Константиновича входили летчики-испытатели О. Стариков, М. Яковлев и штурман И. Багрич. Последним этот полёт именуется потому, что после прибытия в СССР, Жуков был снят с занимаемой им должности министра обороны СССР.

В 1981 году, после катастрофы в Ленинграде самолета Ту-104, в которой погибло командование Тихоокеанского флота, машины этого, типа были сняты с эксплуатации. На прикол поставили и самолет с бортовым номером 42367. В 1983 году неожиданно поступило распоряжение перегнать самолет в Житомир, в парк им. Гагарина, где его переоборудовали на детский кинотеатр, а позже на комнату смеха.

Но есть и другая версия, о том, что этот самолет выпущен в 1958 году и маршал Жуков, будучи министром обороны, летал на другом Ту-104. Радист Станислав Маньковский, летавший, по его словам, на этом самолете, утверждает, что он был личным самолетом министра обороны Андрея Антоновича Гречко.

Со слов Станислава Маньковского – «Это был личный самолет министра обороны Андрея Гречко. Я на нем три или четыре года летал, до сих пор бортовой номер помню -  42387. Насчет самолета через Владимира Щербицкого договаривался первый секретарь житомирского обкома Василий Кавун. Мне еще в 1981 году сказали, что наш Ту-104 будет в Житомире стоять. В 1982-м самолет установили в парке им. Гагарина. Я и самого Юрия Гагарина хорошо помню. Первый космонавт вручал нам новые комсомольские билеты. И Герман Титов к нам приезжал, и Марина Попович. Леонова тоже отлично помню. Тот любил выпить. После очередных посиделок Леонов у нас в самолете лицо разглаживает и говорит: Меня ведь в Москве генералы будут встречать».

В 1980-х годах самолет, выработав свой ресурс, находился на авиабазе в городе Ахтубинске Астраханской области и подлежал списанию. В 1981 году по личной просьбе бывшего тогда первого секретаря Житомирского горкома КПУ Николая Никитовича Яковенко маршал авиации Григорий Петрович Скориков подарил этот самолет городу Житомиру. Из Ахтубинска самолет прилетел своим ходом на военную базу в поселок Озерное. Встретили самолет красивые девушки из Житомирского культпросветучилища с хлебом-солью на рушнике. С благодарностью всему экипажу вручили подарки.

В 1982 году приняли решение поставить самолет в Пионерском парке, который расположен справа от парка имени Гагарина. Так тогда называлась эта часть нынешнего парка. После реконструкции и благоустройства Пионерского парка стал вопрос, а как его перевезти, он ведь большой. Сняли крылья и хвостовое оперение, остался только корпус на колесах. Везли его из Озерного по нынешним улицам Жуйко, Льва Толстого, 1 Мая, Ивана Кочерги, и по Бульвару доехали к Пионерскому парку. Чтобы корпус самолета смог вписаться в повороты, приходилось разбирать ограды и даже столбы. А чтобы пройти через Большую Бердичевскую (тогда Карла Маркса), возле Музыкальной фабрики и возле Бульвара поднимали троллейбусные провода. Без крыльев и хвоста самолет был похож на космическую ракету. Потом привезли и смонтировали на месте крылья, хвост и трап. Радости детишек, живущих возле парка и посетителей парка, не было предела. Чтобы можно было увидеть и даже потрогать руками настоящий самолет,  такого чуда в Житомире еще не было! Это было ранней весной 1983 года.

В это же время планировалось разместить в самолете детский кинотеатр. Замысел оригинальный и необычный, но столкновение с пожарной охраной, которая не дала разрешения на установку кинотеатра в непредназначенном для этого помещении.

К несчастью, детский кинотеатр просуществовал недолго. Спустя около полутора года, неизвестные забрались в самолёт взломав нижние люки, залезли в кабину самолёта и сняли много приборов. После этого инцидента, кинотеатра больше на борту самолёта Ту-104 не было. Спустя какое-то время, в нём разместили комнату с кривыми зеркалами, под названием «Королевство кривых зеркал».

Легендарный самолет является одним из символов нашего города и памятником авиационной реактивной техники 1950-х годов. На данный момент самолётом никто не опекается. Он числится на балансе в Парке культуры и отдыха им. Ю.Гагарина. Время постепенно коррозией поедает его металлический легендарный борт, повидавший не мало высот, комнату с кривыми зеркалами перенесли в другое помещение парка, а входные двери изнутри закрутили стальной проволокой, и выйдя через люк в днище самолёта, заварили и сам люк, чтобы попасть во внутрь абсолютно пустого самолёта, было практически невозможно.

Со слов директора Парка: Внутри самолёт абсолютно пустотелый, и даже штурвалы, которые ещё присутствовали во времена размещения в самолёте комнаты кривых зеркал, тоже отсутствуют. Много жалоб поступает на вандалов, которые равнодушно не проходят мимо этого самолёта, и всякий раз что-то ломают. Патруля в парке почти что нет. Никому нет дела до этого самолёта. Средства на его покраску и ремонт даже не обговариваются в статьях расходов горбюджета. Этот самолёт нельзя красить обыкновенной краской, поскольку обшивка корпуса состоит из специальных сплавов, которыми обшивают самолёты такого класса, для того, чтобы они выдерживали внешние условия окружающей среды на высоте 10 тысяч метров. Если покрасить его обыкновенной краской, то за год она потрескается и осыплется. Нужна специальная краска с предварительным ремонтом корпуса. Специальная краска не сильно превосходит в цене обычную, да и простой покраски хватило бы на пару лет. Сейчас у самолёта отсутствуют некие детали хвостовой части. Их просто выломали.

В своё время, дочь Г.К. Жукова хотела помочь сохранить этот самолёт, и содействовала переговорам авиационного музея с местными властями, о передаче этого самолёта под опеку музея, с дальнейшей сохранностью экспоната. Но, местные власти не одобрили такой замысел, и предпочли оставить ржаветь самолёт и дальше на территории парка. Спустя некоторое время, уже внучка того же таки Г.К. Жукова, проявила желание выкупить самолёт у города, и перевести его в свои владения заграницу, лишь бы только самолёт остался цел. Это предложение было отклонено.

Остаётся лишь догадываться, какое будущее уготовано этому самолёту. Порежут ли его, со временем, на металлолом, или же его по кускам разломают вандалы? Ржавеющая легенда живой истории не имеющее перспектив на будущее. Каким же образом столь легендарный самолёт оказался именно в нашем городе? Об этом расскажет Николай Яковенко - бывший первый секретарь горкома КПУ. Николай Яковенко договаривался о том, чтобы Житомиру был подарен самолет.

«В 1981-м году я участвовал в 26-м съезде КПСС. В состав делегации депутатов от Житомирской области входил Григорий Петрович Скориков маршал авиации, с которым я был хорошо знаком. Вот и решил попросить его оставить память для житомирян -  самолет. Рядом стояли Виктор Кременицкий, председатель исполкома Житомирского облсовета, и Василий Кавун, 1-й секретарь Житомирского обкома партии. Они мне говорят: «Что ты выпрашиваешь? Зачем ставишь маршала в неловкое положение? А Григорий Петрович улыбается и говорит: «Какой вопрос? Как бывшему авиатору, я тебе его подарю!»

Прошло месяца два-три, и вот через приемную мне сообщают, что звонят из Министерства обороны СССР. Поднимаю трубку и слышу: «Маршал Скориков Григорий Петрович. Ты просил самолет? Завтра из Астрахани вылетает Ту-104. Экипаж -  7 человек. Встречай». Это был самолет специального назначения, который обслуживал командование Министерства обороны СССР. В 80-х годах он, выработав свой ресурс, подлежал списанию.

Думаю, надо ж «подарок» встречать. Позвонил генералу Юрию Георгиевичу Долганову, командующему дивизией в Озерном, где на военном аэродроме должен был садиться самолет, и директору Культпросветучилища, чтобы подготовили красивых девушек, хлеб-соль на «рушныку». Встретили самолет красиво, экипажу расписали культурную программу. Гостей свозили на Мебельный комбинат, фабрику «Комсомолка»  Химкомбинат, Льнокомбинат. Также побывали в музее Королева, в Гидропарк, на спектакли в театре.

Самолет решили установить в Пионерском парке, который расположен справа от парка им. Гагарина. Встал вопрос, как его перевезти, он ведь большой. Генерал Долганов и его команда предложили снять крылья и хвостовое оперение. Осталась, по сути, одна ракета на колесах. Проложили маршрут: Озерное - ул. Жуйко - ул. Толстого -  поворот на ул. 1-го Мая -  ул. Кочерги. Мы с генералом Долгановым предварительно просмотрели весь путь. Ведь Юрий Георгиевич отвечал за самолет перед Скориковым. Возле Музыкальной фабрики и Бульвара даже пришлось поднимать троллейбусные провода -  из-за них нельзя было везти самолет по Бердичевской.

Мы долго думали, как задействовать Ту-104. В конце концов, приняли решение сделать в нем детский кинотеатр, а при помощи панели приборов прививать детям интерес к летному мастерству. На открытие кинотеатра я пригласил всех членов бюро обкома партии. К сожалению, где-то в 1984-1985 гг. самолет обокрали. Ночью открыли нижние люки, залезли и сняли много приборов. Ведь этот самолет -  память об истории развития нашей авиации. Он будет стоять сотни лет, если за ним ухаживать,  чистить, подкрашивать.

За столько лет существования постсоветского Житомира, до сих пор остаётся непонятной одна вещь. Почему отношение к столь легендарным вещам, которыми богат наш город, до сих пор остаётся на таком равнодушном уровне? Некоторые горожане безразличны к таким вещам, как самолёт Ту-104 из-за ненависти к советскому режиму. Другие - просто безразличны. Третьи - может и желают обратить во благо для города остатки иной империи, но их в разы меньше, чем даже тех, кто придерживается позиции -  и сам не гам, и другому не дам. Ни один мэр города не уделил этому самолёту ни микрона внимания. Житомирские подземелья уже канули в века. Их уже не восстановить и не сделать частью культурно-исторического наследия, с помощью которого можно было бы наполнять треть городского бюджета за счёт туристов. Остатки ВДНХ рушатся под влиянием сил природы и времени. Кинотеатр «Космос» стал одиноким призраком прошлых ярких лет кинематографа. Выражаясь несколькими словами «туристический Житомир поржавел и разрушается точно так же, как и живая легенда - Ту-104». Окрылённая, но без надежды на взлёт, из-за ржавого отношения власти и жителей города к собственному богатству».

Последнее изменение Понедельник, 22/02/2016

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework