Прадед Ленина жил в Житомире, а дед спас от смерти Тараса Шевченка

Личности, подобные cегодняшнему имениннику Владимиру Ленину (вождю исполнилось бы 132 года), всегда будут окружены множеством тайн и загадок.

Нередко их объясняют стечением обстоятельств. Подобных моментов в биографии Ильича было немало. К примеру, в 10-х годах прошлого века вождь мирового пролетариата жил в Мюнхене на Зигфридштрассе, в богемном районе Швабинг, о котором говорили, что это "не место, а состояние". Здесь Ленин написал книгу "Что делать?" В это же время на той же улице, но в соседнем доме тот же вопрос задавал себе молодой художник из Австрии Адольф Гитлер. Но еще больше странных совпадений таится в родословной Ленина, правду о которой тщательно умалчивали...

ПРАДЕД ВОЖДЯ ПРОЛЕТАРИАТА БЫЛ ШИНКАРЕМ И... АНТИСЕМИТОМ

Похоже, что из всей ленинской биографии советская пропаганда наиболее щепетильно относилась к "утаиванию" некоторых семейных секретов рода Ульяновых. Дело в том, что как ни крути, а не выходило из Ленина яркого примера "русского человека". Слухи о "еврействе" вождя то и дело "будоражили умы" граждан "великого и могучего" Союза. Говорили, например, что дед по матери Александр Бланк "вроде как из Житомира". Но в генеалогическом древе семьи Ульяновых, на самом деле, все было сложнее и намного запутаннее.

Прадед Владимира Ильича, некий Мойша Ицкович Бланк занимался шинкарством, бизнесом традиционным для евреев позапрошлого века. Родом он был, по-видимому, из Житомира, но семьей обзавелся в городке Староконстантинове тогдашней Волынской губернии (ныне Хмельницкой области), где женился на Марьям Фроимович, о которой, кроме ее имени, никакой информации не сохранилось вообще. В доме Мойши Бланка было питейное заведение, приносившее ему немалый доход. Кроме этого, прадед Ленина арендовал земли в Новоград-Волынском уезде (ныне это Житомирская область), на которых выращивал цикорий. Мойша Ицкович имел двух сыновей: Абеля и Сруля (собственно говоря, это и был дедушка Ильича). Известно, что Сруль родился в 1799 году в Староконстантинове.

В те времена евреи жили обособленно, своими общинами, управляемыми кагалом (органом еврейского самоуправления). Где-то с начала века Мойша Бланк начал активно конфликтовать с кагалом. Как свидетельствуют документы, в 1803 году его обвинили в краже чужого сена, через два года против Бланка и его шурина Вигдора Фроимовича возбудили уголовное дело по обвинению их в незаконной продаже обыкновенной водки вместо фруктовой. Но судебные инстанции в обеих случаях вынесли оправдательный приговор.

В 1806 году отношения Бланка с общиной накалились окончательно. Он оскорбил кагального Штейнберга и донес властям, что староконстантиновские евреи утаивают от местных властей настоящее количество своих детей. По законам общины, донос на своих признавался величайшим проступком и наказывался херемом (проклятием). Подвергшийся херему изгонялся из общины. Но в случае с Мойшей Бланком херем не был применен. В 1808 году 22 жителя Староконстантинова, Кременца и Бердичева обвинили Бланка в поджоге Староконстантинова. Пожар действительно имел место 29 сентября. Мойшу Ицковича арестовали, судили, но его виновность так и не доказали. Однако в Староконстантинове семья Бланков оставаться уже не могла. Мойша Ицкович со всем семейством спешно "эмигрировал" в Житомир, бросив дом и питейный бизнес.

В 1965 году в Житомирском областном архиве было найдено прошение Мойши Бланка к императору (письмо это к адресату так и не дошло), в котором он объясняет свое бегство из насиженных мест тем, что его конфликт с еврейской общиной имел религиозные причины. Бланк осуждал быт евреев, их веру. Подобного инакомыслия ему не простили.

Но и в Житомире Мойша Ицкович "отличился". 18 ноября 1816 года он пришел в дом к сыну Абелю, который только что женился. Абеля дома не было, а его молодая жена Малка Потца начала напоминать свекру о том, что он должен денег своему сыну. Начался скандал, сбежался народ. И тут старого Бланка кто-то ударил по затылку. Прибывшие полицейские заподозрили в этом как раз подоспевшего Абеля. Мойша Ицкович чуть было не отправил своего сына в Сибирь, но в последний момент забрал свое прошение из суда. Житомирский магистрат постановил дело прекратить, но заполучить характеристику на "боевое" семейство из Староконстантинова. Там под присягой 12 евреев утверждали, что "с самого начала знания их Мошка Бланка оный Бланк был поведения самого худшего, по еврейскому закону подвергал себя неоднократно криминалу, замечен в разных воровских делах и блудодействованию".

Но житомирские евреи к Бланкам относились нормально, в отличие от староконстантиновских. Магистрат Житомира в результате своего расследования постановил, чтобы шесть жителей города взяли Бланков на поруки, а сам Мойша должен был выплатить властям 50 рублей за то, что "напрягал" власть своими судебными исками против собственного сына.

СУДЬБА АЛЕКСАНДРА БЛАНКА -- ВРАЧА, СПАСШЕГО ЖИЗНЬ КОБЗАРЯ

В Житомире Бланк отдал обоих сыновей в общеобразовательную школу, а не в еврейский хедер. Подобные шаги не приветствовались кагалом, выступавшим за замкнутость еврейских общин. Но Мойша Ицкович и здесь пошел наперекор общине. Далее братья Бланки учились в уездном училище, которое успешно окончили в 1820 году. После этого они уехали в Санкт-Петербург, чтобы продолжить учебу. Но евреям, не принявшим крещение, дорога в университеты была закрыта. Для Бланков по этому поводу вопросов не возникало: в том же 1820 году они оба приняли православие.

Интересно, что в Питере уже жил дядя братьев Бланк -- Дмитрий (Давид), занимавшийся торговлей. Именно дядя посоветовал племянникам отказаться от иудаизма и нашел им влиятельных крестных отцов: графа Александра Апраксина и сенатора Дмитрия Баранова. Так Абель стал Дмитрием, а Сруль -- Александром. Сенатор Баранов был известен своим антисемитизмом. Он, к примеру, предлагал всех евреев из Белоруссии выселить в Таврийские степи. А еще Дмитрий Баранов лично способствовал крещению евреев. Граф же Апраксин был масоном, членом ложи "Трех добродетелей", в которую входил и великий князь Константин Павлович. Крестные отцы взяли под свое попечительство братьев Бланк и помогали им в продвижении по служебной лестнице.

На склоне лет крестился и сам Мойша Ицкович. Он тоже превратился в Дмитрия. В 1846 году Дмитрий Бланк написал царю Николаю I письмо, где призывал того запретить евреям молится "о пришествии Мессии", а заставить молится только "за Государя".

Младший сын Дмитрия (Мойши) Бланка Александр стал врачом-акушером. В 1829 году он женился на Анне Ивановне Гроссшопф. В ее жилах текло много кровей: немецкая, шведская, еврейская. Родина немецких предков вождя -- город Любек. По материнской линии родственниками Гроссшопфов были Эрнст Курциус, один из крупнейших историков античности, раскопавший Олимпию, Карл Лепсиус, крупнейший египтолог и семья Вайцзеккеров, давшая миру не одного известного политика (например барон Рихард Карл фон Вайцзеккер был президентом ФРГ). Немецкая ветвь ленинской родни была довольно богата, а вот по шведской линии там и шляпники, и перчаточники, и ювелиры... Кстати, шведская родня Ильича жила в городе Упсала.

От брака Александра и Анны Бланков родился сын, опять же, Дмитрий и пять дочерей. Сама Анна Ивановна умерла в Петербурге в 1838 году. У всех дочерей Александра Дмитриевича было много детей: у дочери Анны, в замужестве Веретенниковой -- 8, у Любови, в замужестве Ардашевой, а по второму мужу Пономаревой -- 9, у Екатерины Залежской -- 10, у Марии Ульяновой -- 8, у Софьи Лавровой -- 6. Интересно, что у всех дочерей Александра Бланка мужья были педагогами.

Александр Дмитриевич был хорошим врачем. Он работал в Смоленской губернии, а затем в петербургской больнице Св. Марии-Магдалины. Дед Ленина неоднократно получал благодарности по службе, к нему обращались за помощью многие влиятельные и известные люди. Например, весной 1837 года друзья молодого Тараса Шевченко, который в то время был учеником художника Ширяева и тяжело болел, направили его на лечение к Александру Бланку, который и спас жизнь великому украинскому поэту. Об этом интересном но, к сожалению, забытом факте пишет исследователь истории Подолья Александр Грабовский.

Заработав денег врачебной практикой, Александр Бланк купил себе имение Кокушкино в Казанской губернии. В имении насчитывалось 40 душ крепостных при 500 десятинах земли. Именно в Кокушкино воспитывалась Мария Александровна, мать Владимира Ильича. Там же она в 1863 году сыграла свадьбу с Ильей Николаевичем Ульяновым, будущим отцом вождя мирового пролетариата. Сам Александр Бланк умер в 1870 году, 17 июля, через три месяца после рождения внука Володи, и похоронен на кладбище села Черемишево, что находится в Татарстане.

В 1924 году, после смерти Ленина, партия поручила его старшей сестре Анне исследовать историю семьи Ульяновых. Анна Ильинична как раз и нашла документы о еврейском происхождении Александра Бланка. Узнав об этих находках, Сталин приказал сестре Ленина "молчать... абсолютно", а сами документы были строго засекречены и отправлены в архив. Анна Ильинична в своих воспоминаниях писала, что их дед был очень азартным человеком. Он играл в карты и часто проигрывал. Из-за карточного долга покончил с собой и 19-летний Дмитрий Бланк, единственный сын Александра Дмитриевича. Семейная легенда гласила, что отец увидел сына во сне. Он утром встал и сказал, что едет к Дмитрию. Приехав, Александр Бланк нашел сына уже мертвым, а рядом с ним лежала молоденькая девушка, покончившая с собой вместе с Дмитрием. Но подобные воспоминания о жизни штабс-врача Бланка единичны. В их семье было не принято особо интересоваться происхождением деда.

КАЛМЫЦКИЕ ТАЙНЫ РОДА УЛЬЯНОВЫХ

Кстати, много тайн в родословной Ленина и по отцовской линии. И здесь не все понятно с национальным происхождением. Упорно ходят слухи о калмыцких предках Ульяновых. В 1937 году в очерке "Предки Ленина" известная писательница Мариэтта Шагинян написала, что "есть документ о том, что отец Анны Алексеевны Смирновой (бабушки Ленина по линии отца) был крещенный калмык". Но позже подобного документа так и не нашли, а книга Шагинян "Семья Ульяновых", в которой была развита "калмыцкая тема", вообще названа "политически вредным, идеологически враждебным произведением".

Но известно, что изначально фамилия Ульяновых звучала по-другому -- Ульянины. Первый зарегистрированный предок Григорий Ульянин был крепостным крестьянином. Его сын Никита и внук Василий еще значатся как крепостные. А уже правнук, Николай Васильевич, становится портным в Астрахани и женится на Анне Алексеевне Смирновой, дочери астраханского мещанского старосты. От их брака и появился на свет Илья Николаевич Ульянов.

Илья Ульянов -- личность довольно примечательная. Он сначала был учителем математики. Интересно, что среди его учеников были народовольцы-террористы Каракозов и Ишутин. А о его сыновьях Александре и Владимире вообще и говорить не стоит. Откуда у учеников Ильи Ульянова подобные "революционные деформации"? А если к этому прибавить еще тот факт, что директором Симбирской гимназии, где учился Володя Ульянов, был Федор Керенский, отец Александра Керенского, то странных стечений обстоятельств будет уже слишком много. Кстати, именно Федор Керенский заступился за Володю, когда того из-за брата Александра хотели исключить из гимназии. Можно только себе представить, как могла бы сложиться судьба Владимира Ильича, если бы не это заступничество...

И еще один интересный факт. В середине 20-х годов архивист Юлиан Оксман обнаружил в архивах прошение одной из еврейских общин Минской губернии. Община просила освободить от подати незаконнорожденного сына одного минского чиновника, так как мальчик не был евреем, а лишь воспитывался в еврейской среде. Фамилия мальчика, как ни странно, Бланк. Оксман рассказал о своей находке Каменеву, а тот вместе с архивистом отправился к Николаю Бухарину, еще одному соратнику Ленина. По словам Оксмана, между партийными лидерами произошел примерно такой диалог: Каменев сказал: "Я всегда так думал", на что Бухарин парировал: "Что вы думаете -- не важно. А вот что будем делать?"

Кстати, правнучка Александра Бланка по линии его дочери Любови Татьяна Жакова-Басова в письме другу упоминала мамин рассказ о том, что "дед Ленина остался сиротой в раннем детстве и был воспитан в какой-то небогатой еврейской семье". Но где и в какой -- загадка. Так что эти факты еще больше запутывают ситуацию с ленинской родословной, которая только сегодня начинает изучаться без запретов и цензуры.

Источник: segodnya.ua

Всі новини Житомира

Последнее изменение Пятница, 26/05/2017

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework