Vogue Ukraine: Никита Кадан и Евгения Моляр – о новой жизни Кмитовского музея
Благодаря умелому кураторству и успешному краудфандингу Кмитовский музей изобразительного искусства обрел новую жизнь и многообещающие перспективы.
Начиная с середины лета каждые выходные караваны авто из Киева отправлялись в село под Житомиром — в Кмитовский музей изобразительного искусства имени И. Д. Буханчука. Изумительный кунстхалле в двух часах езды от Киева занимает здание в стиле позднего модернизма прямо посреди классического идиллического украинского пейзажа с хатами и полями. Прибывших — кураторов киевских арт-институций, художников, любителей прекрасного — привлекали новые выставочные проекты. Их инициировал недавно созданный отдел современного искусства при Кмитовском музее — в составе художника и главы отдела Никиты Кадана и искусствоведа Евгении Моляр, - пишет vogue.ua.
«До начала деятельности отдела современного искусства экспозиция музея была наполнена «барвистим співучим народництвом», — рассказывает куратор проектов Никита Кадан о том, как несколько лет назад «из советских работ экспонировали те, которые выглядели наименее советски». Глава отдела современного искусства как раз этими отправленными в хранилище советскими работами и заинтересовался. Участник художественной группы Р.Э.П. и кураторской группы «Худрада», Кадан начал работать с темой исторической памяти на заре 2010-х. Предвестником стал проект «Постамент. Практика вытеснения», за который он получил главную премию PinchukArtCentre в 2011 году. В 2017-м вместе с Ладой Наконечной и Николаем Ридным делал выставку «Отложенное будущее» в лондонской галерее GRAD, в 2018-м — «Зрелище неорганизованных масс» в Доме искусств в чешском Усти-над-Лабем. В этом году Кадан посвятил украинскому авангарду и политике памяти персональную выставку «Проект руин» в венском Музее современного искусства MUMOK.
«Как наше настоящее определено советским прошлым» — по этому принципу Кадан собирал кмитовские выставки «Жестов отношения». В экспозиции — как произведения из коллекции музея, так и работы современных украинских художников. В их названиях — актуальные темы современности. «Просвещение и патернализм» — о советской трансформации идеи просвещения. «Читая обломки» —об осмыслении руин советской эпохи. «Война в музее» — о пропаганде и влиянии мифа о «большой победе» на современный язык рассказа о войне. «Сегодня мы будем изобретать нации» — о современной национальной идее и ее связи с советским интернационализмом. «Непослушные тела» — о телесности и квирности в искусстве. «Что может быть более критичным, чем современное искусство? В условиях декоммунизации и доминирующей стратегии не видеть прошлое мы предлагаем критический анализ», — говорит Евгения Моляр, куратор проекта по защите мозаик Soviet Mosaic In Ukraine фонда «Изоляция» и участница запущенной в регионах Украины в 2015 году инициативы «ДЕ НЕ ДЕ», организующей проекты по творческому переосмыслению советского наследия.
В музейных стенах диалог эпох для посетителей превращается в проверку техники чтения исторических параллелей. К примеру, работа Николая Карабиновича «И дым отечества нам сладок…» (кальян, сделанный из самовара), в которой куратор видит «игру элементами разных национальных стереотипов», демонстрируется среди многообразия декоративно-прикладных атрибутов советской эпохи. Уже тогда прием жонглирования был освоен успешно: народные техники использовались для актуальных сюжетов. На тканых коврах представлено интернациональное объединенное сообщество «детей-всех-стран-объединяйтесь», а на керамической вазе роспись пышной фольклорной флорой обрамляет агитационное «миру — мир». Постановочное счастье образца 1951 года (Раиса Зенькова, «Веселая передача») внедряется в советские интерьеры новой поры, украшенные по евростандарту пальмами в кадке, в живописной серии Юрия Пикуля «Декоративные элементы».
«Наша кмитовская деятельность — некое повествование с моралью. Вернер Херцог говорил, что он не является ни «массовым» режиссером, ни режиссером- интеллектуалом — скорее, он кто-то вроде рассказчика на восточном базаре, вокруг которого собираются люди послушать истории. У нас происходит нечто похожее. Все дело —в магии заговаривания мира.Чтобы остановить машины эксплуатации,машины капитализма и национализма, можно их вовлекать в такие речевые сети», — формулирует Кадан. На кураторских экскурсиях слушатели два часа следуют за ним послушной паствой.
Выставками дело не ограничилось. «Кмитовский феномен» — это еще и круговорот событий вокруг институции. На краудфандинговой площадке biggggidea Моляр запустила сбор средств на реставрацию 19 работ из коллекции музея. У 11 из них судьба детективная: были украдены и в 2009 году возвращены в музей поврежденными. Для сбора необходимой суммы друзья-художники продавали свои работы на онлайн-аукционе. Среди прочих была работа — участница основного проекта 58-й Венецианской биеннале — банка с икрой авторства Жанны Кадыровой, изготовленная из гранита, добытого в Коростышевском карьере, тут же, на Житомирщине. Сумму благополучно собрали, и международный фонд «Возрождение» ее удвоил. В марте начались массовые волнения в «Фейсбуке»: музей атаковали противники слова «советский» в названии отдела современного искусства. В защиту музея выступили пресса и арт-сообщество. Спустя полгода слово из названия все же убрали, но километры комментариев на тему идеологии в искусстве остались как красноречивое свидетельство эпохи перемен.
«Это была не только филантропическая деятельность по оживлению музея. Это кураторский проект, который находится в близком статусе к проектам художественным», — считает Кадан, который в сентябре выступал с докладом о Кмитовском музее в Берлинском университете искусств. «Теперь у меня появилась идея фикс. Если пополнить коллекцию работами диссидентов этого же периода, музей перестанет быть «советским» по факту», — говорит Моляр. Пока они дуэтом работали над «Жестами отношения», успели намечтать музею прекрасное будущее. Организовать кураторские резиденции при музее для изучения коллекции. В яблочном саду расставить свезенные со всей Украины памятники, снятые с постаментов, — вождям, известным героям и безвестным пролетариям. В боковом крыле перезапустить библиотеку, оборудовать детскую комнату и внизу, среди фантастических деревянных резных панно с интарсией, открыть «Бар Буханчук». Кажется, он может вместить достаточно желающих тостовать в честь Кмитовского музея в целом и отдела современного искусства в частности.
Источник: vogue.ua
Текст: Татьяна Соловей
Фото: Vasilina Vrublevskaya
Стиль: Venya Brykalin
Ассистент стилиста: Vika Filipova
Продюсер: Marina Sandugey-Shyshkina
Последнее изменение Четверг, 12/12/2019