История 894-го истребительного авиаполка в Озерном

   Озерное - живописный военный городок, который утопает в зелени стройных, вечнозеленых сосен, столетних дубов. Гарнизон Озерное расположен в 14 км от г. Житомира и представляет собой поселок городского типа.

   «Свое первое название наш населенный пункт получил от расположенного рядом села Скоморохи Житомирского района Житомирской области еще в 30-е годы. Именно в то время около с. Скоморохи был построен аэродром, который и получил свое первое название "Скоморохи". С 1933 года несколько строений военного гарнизона вошло в состав с. Скоморохи. Это было начало развития нашего военного городка», — сообщает «Сільське життя».

   894-й истребительный авиационный полк формировался с 1 апреля 1942 года по 18 июня 1942 года. Основой формирования полка явился личный состав 8-й и 9-й отдельных авиационных эскадрилий ПВО при Приволжском Военном Округе, ранее летавших на самолетах И-15, И-153, и резерва 8-го запасного истребительного авиационного полка 3-й запасной авиационной бригады.
 Формирование полка проводилось на аэродроме Багай-Барановск (западнее г. Вольска 50 км). Полк формировали: капитан Лебедев П. А. (командир полка), с 14 мая 1942 года капитан Полухин А. М.         Формирование полка проводилось на основании директивы Главного Управления ВВС Красной Армии по отделу формирования от 3 июня 1942 года.
      Наименование "894" истребительный авиационный полк получил 3 июня 1942 года и 5 июня 1942 года приказом Командующего ВВС Приволжского Военного Округа убыл в действующую армию.
   23 июля 1942 года, на основании распоряжения главного управления ВВС Красной Армии, полк в составе 20-ти экипажей вошел в состав 101-й истребительной авиационной дивизии ИА ПВО (Истребительной Авиации Противовоздушной обороны) Территории страны. 14 июня 1943 года, при реорганизации 101-й ИАД в авиационный Корпус, полк вошел в состав 9-го Воронежского Истребительного Авиационного Корпуса ПВО.
 6 декабря 1943 года, при организации 148-й Истребительной Авиационной дивизии, полк вошел в ее состав. При передислокации 148 Истребительной Авиационной дивизии из города Курск в город Житомир полк вышел из ее состава и поступил в непосредственное подчинение 9-го ИАК (приказ по 9-му Воронежскому Истребительному Авиационному Корпусу от 22.02.1944 года).
 На основании директивы Главного Штаба и приказа 9-го ИАК, полк вошел в состав 120-й ИАД. 
 26.01.1946 года полк перешел на штат мирного времени, а 23 мая 1946 года стал 4-эскадрильного состава. С 15 сентября 1960 года полк входит в состав 19 дивизии ПВО 8 Отдельной Армии ПВО (г. Житомир, аэродром Озерное).
 1 декабря 1995 года на базе 894-го истребительного авиационного полка сформирована 208-я авиационная база.
 1 декабря 1997 года 208-я авиационная база расформирована, и полк получает новое наименование - 9-й истребительный авиационный полк.
 Как сообщил сайт Министерства обороны Украины, 1 января 2018 года произошло переформирование одной из старейших авиационных частей Воздушных сил - истребительной авиационной эскадрильи, дислоцированной в пгт Озерное Житомирской области. Она стала бригадой тактической авиации. Ранее часть уже имела такой статус, пока в конце концов в процессе сокращения не была переформирована в отдельную авиаэскадрилью.
  По данным пресс-службы, в годы независимости Украины авиаполк нес боевое дежурство в системе ПВО на самолетах МиГ-23МЛД, однако позднее его летному и инженерно-техническому составу пришлось переучиваться на МиГ-29 и Су-27.
  Боевой путь 894- го ИАП: 

  С 5 июля 1942 года по 23 июля 1942 года полк произвел 52 боевых самолето-вылета, в результате которых проведено 12 воздушных боев, сбито 3 МЕ-109, 1 Ю-88 и подбито 1 ХЕ-111. Свои потери: 1 летчик и два самолета.
  В составе 101-й ИАД (Сталинградский фронт с 23 июля 1942 года по 31 марта 1943 года) полк выполнял прикрытие с воздуха железнодорожных узлов: Борисоглебск, Поворино, Ново-Хаперск, Урюпинск, а также железнодорожных перегонов Борисоглебск-Аргада, перевозку и выгрузку войск по этим железнодорожным перегонам. Полк произвел 1142 боевых самолето-вылета, в результате которых проведено 78 воздушных боев. Сбито: 17 Ю-88, 11 ХЕ-111, 3 ДО-215 и 1 ДО-17; подбито: 5 Ю-88, 4 ХЕ-11, 1 МЕ- 109. Свои потери: летчиков - 4, самолетов - 6.
  С 1 февраля 1943 года по 1 марта 1944 года (1-й Украинский фронт) полк прикрывал железнодорожные узлы: Таловая, Лиски, Воронеж, Отрожок, железнодорожные участки Таловая-Лиски, Лиски-Воронеж-Отрожок и мост через реку Дон (что у города Лиски). В результате боевой работы ночью сбит 1 Ю-88. Своих потерь полк не имел.
  С 7 апреля 1944 года полк выполняет боевую задачу дежурством на аэродроме, вылетами на перехват и прикрытие от воздушного нападения железнодорожный узел Житомир, железнодорожные участки Житомир-Коростень, Житомир-Новоград-Волынский, Житомир-Бердичев, Житомир-Фастов. Командование полка: командир полка майор Колесник, зам. командира полка по политчасти майор Набатов, начальник штаба капитан Меркулов.
  В 1945 году полк выполняет ту же боевую задачу. 
  С 1946 года по 1947 год полк с аэродрома Скоморохи прикрывает дальние подступы к городу Киев и железнодорожному узлу Житомир, находясь в постоянной готовности к непосредственной обороне города Киев. Командование полка: командир полка подполковник Вишняков, зам. командира полка по политчасти подполковник Хатнюков, начальник штаба майор Меркулов. 
  С 1948 года и по настоящее время 894-й ИАП ПВО несет боевое дежурство на аэродроме Озерное, прикрывая подступы к объектам ПВО в границах дивизионного района от налета авиации и беспилотных средств противника.
  Выполняя боевую задачу, 21 января 1956 года вылетом из положения "дежурство на аэродроме" на самолете Миг-15 командир авиационной эскадрильи майор Морозов А. П. уничтожил два воздушных шара, запускаемых США на территорию СССР с разведывательной целью.
 11 июня 1962 года вылетами из положения "дежурство на аэродроме" на самолетах Миг-15 командир звена капитан Коронков Леонид Федорович, начальник штаба эскадрильи капитан Доренский Виктор Михайлович уничтожили воздушный шар, запускаемый США на территорию СССР с разведывательной целью.

   Воспоминания ветеранов:

  Старшина сверхсрочной службы Хрюкин Е. Т.:
  "В конце июня 1942 года я готовил свой самолет Як-1 к боевому вылету, заряжал бензином, водой и пополнял боекомплектом. Подходит к самолету юноша в комбинезоне, в ботинках с обмотками и докладывает мне: "Тов. сержант, сержант Обортели прибыл к вам командиром экипажа". Я соскакиваю с плоскости самолета и докладываю ему о подготовке своего самолета к боевому вылету. Через несколько минут с КП дана зеленая ракета на вылет для уничтожения вражеских самолетов. Сержант Обортели в паре с лейтенантом Ефременковым вылетел на врага. Бой длился недолго, минут 20-30, и сержант Обортели в этом бою проявил смелость и отвагу: он сбил первый вражеский самолет. Когда сержант Обортели сделал посадку, я спросил у него, какие он имеет замечания по работе авиатехники. А он, счастливый и радостный, обнял меня и говорит: "Все нормально". Через 30 минут самолет был подготовлен, и сержант Обортели снова улетел на уничтожение вражеских стервятников. Во втором бою сержант Обортели сбил два вражеских самолета. Каждый день счет сбитых вражеских самолетов рос. За проявленное мужество и отвагу сержант Обортели был награжден орденом Ленина. Летчик Обортели бил врага не числом, а умением. Как отличного воздушного снайпера сержанта Обортели откомандировали потом в полк особого назначения. И в дальнейшем, уже младший лейтенант Обортели, без устали бил фашистских стервятников".

  Из воспоминаний начальника штаба полка подполковника Мухина М. Н.

  "В августе 1942 года полк прикрывал железнодорожные узлы Борисоглебск, Поворино, Ново-Хаперск, Урюпинск и перегоны Борисоглебск-Арчада, перевозку и выгрузку войск, следующих в Сталинград.

 Немецко-фашистская авиация пыталась сорвать эти перевозки и не допустить переброски советских войск к Сталинграду. С этой целью предпринимались массированные налеты фашистских бомбардировщиков на охраняемые полком объекты. В один из дней ожесточенных боев на земле и в воздухе вылетел на прикрытие охраняемых объектов командир авиационной эскадрильи капитан Абрамчук М. И. на самолете Як-1 и обнаружил подходящую группу бомбардировщиков противника в составе 9-ти Ю-88. Капитан Абрамчук, оказавшись один против группы самолетов противника, смело вступил с ними в бой, в результате которого сбил 3 немецких самолета, а остальные, в беспорядке побросав бомбы, бежали, не выполнив задачи по бомбометанию железнодорожной станции Панфилово. Воздушный бой происходил над расположением кавалерийского корпуса, командир которого в тот же день прислал на аэродром офицера своего штаба с задачей отыскать того героя - летчика и наградить от его имени оружием - пистолетом. Можно было бы много приводить эпизодов о героических подвигах этого замечательного летчика - нашего однополчанина, который в дни Великой Отечественной войны произвел свыше 120 штурмовок немецко-фашистских войск и в воздушных боях сбил лично 11 самолетов противника.

  Его заслуги перед Родиной были высоко оценены Советским правительством. Н. И. Абрамчуку присвоено высокое звание - Герой Советского Союза.

  Я не перечислила все заслуги и награды авиаторов полка и не смогу это сделать - их очень много, но по установленным мною данным орденом Ленина награждено 2 человека, орденом Красного Знамени - 19 человек, орденом Красной Звезды - 74 человека, орденом Отечественной войны I ст. - 6 человек, орденом Отечественной войны II ст. - 9 человек, медалью "За службу Родине" 27 человек, медалью "За отвагу" 10 человек, медалью "За боевые заслуги" 189 человек, медалью "За отличие в службе" II ст. 37 человек, медалью "За отличие в службе" I ст. 32 человека.

  Из книги "Збережемо пам'ять про подвиг" 2005 года. Автор - А. Лучко, ученица 10-А класса школы в Озерном (Житомирский район, Житомирская область ); Г. А. Лещенко — руководитель.

podgot 2

podgot 2

podgot 2

podgot 2

podgot 2

podgot 2

podgot 2

podgot 2

Источник: «Сільське життя»

 

 

Последнее изменение Понедельник, 14/05/2018

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

ОСТАННІ КОМЕНТАРІ

 

 

 

 

 

 

 

 

Погода
Погода в Житомире

влажность:

давление:

ветер:

Go to top
JSN Time 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework